Maestro Italiano: Микеланджело Буонаротти – скульптор, художник и архитектор

02.04.2018
Микеланджело один из величайших художников в истории человечества, его непревзойденный талант воплотился в живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре, а также опередил свою эпоху на пару веков.

Родился маэстро в небольшом Итальянском городе Капрезе в 1475 году. Вскоре семья Микеланджело переезжает во Флоренцию, а мальчика отдают на воспитание в семью каменщика, и вероятно, это была судьба, в связи с тем, что в будущем Микеланджело будет утверждать, что он с детства питал любовь к камню.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра (ок. 1544). Автор фото: Даниэле да Вольтерра - Метрополитен-музей, Нью-Йорк - онлайн коллекция, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47039500
Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра (ок. 1544). Автор фото: Даниэле да Вольтерра - Метрополитен-музей, Нью-Йорк - онлайн коллекция, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=47039500

С самого раннего возраста он также и тянулся к искусству, и после того, как он заканчивает школу, он идет в ученики к Доменико Гирландайо, который был популярным флорентийским мастером живописи. Доменико быстро отметил необычайный талант Микеланджело и в 1489 году отправляет его изучать скульптуру под жестким руководством Бертольдо ди Джованни.

Способности Микеланджело вскоре замечает Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции в то время. Молодой скульптор переезжает во дворец Медичи, где продолжает обучение. В 1492 году Микеланджело возвращается в родной дом, после того, как умирает его покровитель. Там он с особым интересом начинает увлекаться анатомией. Ему даже дают разрешение анатомировать трупы в одном из помещений церкви Святого Духа, тогда это была огромнейшей привилегией сверху. В обмен Микеланджело делает для настоятеля резное деревянное распятие для церкви.

Из Флоренции в Рим и обратно

«Пьета». Автор фото: Stanislav Traykov - Edited version of (cloned object out of background) Image:Michelangelo's Pieta 5450 cropncleaned.jpg), CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3653602
«Пьета». Автор фото: Stanislav Traykov - Edited version of (cloned object out of background) Image:Michelangelo's Pieta 5450 cropncleaned.jpg), CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3653602

В эти годы во Флоренции поднимаются волнения, и проповедники (Савонарола и др.) предсказывают падение города. В 1494 году король Франции Карл VIII захватывает город, после чего Микеланджело бежит из него. В 1496 году он получает приглашашение в Рим, где вместе с другими его работами мастер создает знаменитое «Оплакивание Христа» («Пьета»). Благодаря этой изумительной композиции он получает общенародную славу, его провозглашают величайшим скульптором Италии – звание, пожизненно гарантировавшее Буонаротти престижные, и часто трудные заказы.

После возвращения во Флоренцию, Микеланджело в 1501-4 гг. создает пятиметровую статую Давида. В 1505 г. маэстро прибывает прибывает в Рим по просьбе римского папы Юлия II, чьи заказы будет выполнять художник и первым заказом становится работа над усыпальницей папы. Предполагалось, что это будет величественный монумент более чем с 40 скульптурами, на который Микеланджело тратит восемь месяцев только на то, чтобы подобрать камень. Вначале Юлий II с терпением относится к мастеру, а затем его интерес к проекту угасает.

Глубоко огорченный Микеланджело уезжает из Рима, однако его практически тот час же приглашают назад к уже более приветливому Юлию, который на этот раз, просит скульптора сделать бронзовую скульптуру папы. Микеланджело с охотой берется за работу, надеясь после продолжить работу над усыпальницей, однако папа повторно меняет свое решение и поручает ему роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Поначалу Микеланджело пытался возразить, обосновывая это тем, что живопись не его специальность, но папа был непоколебим, и Буонаротти приходится приступить к работе. Его вскоре захватывает этот проект: настолько масштабный и сложный он был, что Микеланджело решает работать в одиночку. Роспись будет закончена только через четыре года (1508-12).

В 1527 власть в Риме захватывает император Священной Римской империи Карл V. Медичей изгоняют из города, а Микеланджело обязывают строить оборонительные сооружения. Через два года художник бежит в Венецию, чтобы избежать обвинений в измене. После восстановления Климента VII на папском престоле Микеланджело вернулся к работе над усыпальницей Медичи. После завершения работы над гробницами Джулиано и Лоренцо де Медичи в 1534 году художник навсегда переезжает из Флоренции в Рим, где начинают работу над росписью алтарной стены Сикстинской капеллы и создает фреску «Страшный суд» (1535-41).

«Страшный суд». Автор фото: Микеланджело - See below., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16143987
«Страшный суд». Автор фото: Микеланджело - See below., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16143987

Главный герой – человек

Абсолютное понимание человеческого тела и пропорций его при его воспроизведении – есть его гений. Философия эпохи Возрождения ставит в центре мироздания человека, делая его «мерилом всех вещей». В своем искусстве Микеланджело воплощал гуманистические представления об совершенной человеческой личности.

На него оказывают влияние такие личности, как художник Мазаччо и скульптор Донателло, однако основным источником вдохновения для него всегда оставалась античная скульптура.

Разнообразие движений и жестов в его произведениях доказывают, что Микеланджело в совершенстве ориентируется в функционировании человеческого тела.

Архитектура

Потолок Сикстинской капеллы.  Автор фото: [1], CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13609
Потолок Сикстинской капеллы. Автор фото: [1], CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13609

Несмотря на то, что Микеланджело всегда приписывал себя к скульпторам, даже его картинам не обделены определенной объемностью. Однако последние 30 лет своей жизни он в основном занимается архитектурой, и в этой области его мастерство столь же велико.

Несмотря на постоянные заказы от римских пап, которые менялись друг за другом, наиболее известным становится возведение собора св. Петра в Риме. Аналогично проекту Сикстинской капеллы, Микеланджело поначалу не собирался брать этот заказ, однако, в итоге он соглашается. К сожалению, маэстро не успевает достроить собор – он умирает 18 февраля 1564 года.

Больше интересных статей об искусстве на канале Culturology.