Правильные действия пешехода на нерегулируемом переходе

Начать наше общение хотелось бы с той категории участников движения, которой являемся все мы без исключения - с пешеходов. Очевидно, что единственная по сути, зона, требующая от пешехода внимательности, это та, где он пересекается с автомобилем, а именно переход дороги. На тротуарах в подавляющем большинстве случаев ему бояться нечего. Не так давно в нашей стране началась программа по восстановлению приоритета пешехода на переходе (он был всегда, но де-факто, не соблюдался, ни в Союзе, ни в России 90-х 00-х). Дело благое, и водителей реально сильно воспитали, вот только пешеходам все донесли не совсем корректно. Наверное не секрет, что те, кто не имеет водительских прав, ПДД никогда не открывали и не читали (ну может не все, а 99%) и поэтому, всю информацию о том, что на переходах пешеход главный они получили из СМИ, которые описали это как "вас обязаны пропустить всегда и везде вне зависимости от ситуации". Ну, во-первых, это не так, законы физики никто не отменял, а во-вторых, это не так ДАЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПДД. С того времени, у нас появилась каста пешеходов, твердо уверенных в том, что переход оснащен силовым полем, непробиваемым для автомобиля. История сразу же показала, что это не так, но тем не менее, "бессмертных" меньше не становится. Давайте рассмотрим, как сделать переход безопасным и приятным для всех участников движения.

Обратимся к ПДД, пункт 4.5 гласит: На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. Именно об этой части пункта СМИ почему-то упомянуть забыли. Данное требование вполне логично, ведь в большинстве мест, даже в населенных пунктах, разрешенная скорость в районе перехода - 60 км/ч. Для справки, тормозной путь легкового автомобиля с этой скорости:

На сухом асфальте - 14-16 метров

В дождь - 25-30 метров

По снегу/льду - ооооочень длинный, определенно больше, нежели расстояние, на котором водитель может заметить пешехода.

Для наглядности данной ситуации я снял видео, настоятельно рекомендую его посмотреть:

Таким образом, надо понимать, что пешеход на переходе начинает иметь преимущество только с того момента, как он увидел, что автомобилист начал его пропускать, причем делает он это спокойно, а не с синим дымом от колес и большими глазами. В такой ситуации лучше дождаться пока он остановится до конца, ведь не факт, что это произойдет до перехода. Из данного правила в явном виде вытекает, что если автомобилю осталось 5 метров до перехода, то выход пешехода на дорогу в этой ситуации является нарушением пункта 4.5 ПЕШЕХОДОМ!!! Не водителем. Да, судебная система устроена так, что примерно в 75% случаев виноват будет водитель (если у него нет видеорегистратора), но легче ли от этого пешеходу, которому светит год на костылях в лучем случае, или сырая земля в худшем?

Далее, что вообще требуют от водителя правила в части пропуска пешехода? Правила требуют "Уступить дорогу". Что это значит? Снова обратимся к ПДД. Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Переведем на простой язык. Данное требование означает, что тот, кто имеет преимущество не должен тормозить, ускоряться/замедляться, объезжать/отпрыгивать по вине того, кто должен уступить дорогу. Для примера: приоритет имеет автомобиль на главной дороге или пешеход на переходе. Мы можем выехать на главную дорогу, если понимаем, что до автомобиля на ней достаточно времени для выезда, и наш маневр никак ей не помешает. Нажали, выехали, поехали в потоке. Если водитель на главной дороге не тормозил и не объезжал вас обзывая нехорошими словами, вы ничего не нарушили.

Теперь о пешеходах. Правила требуют от водителя также "Уступить дорогу" пешеходу, и ничего более. Правила не требуют от водителя стоять и ждать, пока вы перейдете 6 полос, если он на противоположной стороне (кстати, водители, если ДПС вас за это пытается оштрафовать, оспаривайте, это незаконно). Еще я хочу отдельно напомнить, что пешеход на переходе не всегда имеет преимущество. Перед ним, как и перед любым другим участником движения, имеет преимущество транспорт со включенным спецсигналом - 01, 02, 03. Поэтому, когда вы в капюшоне и наушниках ходом не глядя вламываетесь на переход, не забывайте, что по дороге может ехать транспорт, который вообще не собирается тормозить, т.к. по правилам, пешеход не имеет права переходить дорогу, пока такой транспорт не проедет. Но чтобы увидеть этот транспорт, и соблюсти ПДД, надо перед началом перехода остановиться и посмотреть, что происходит на дороге.

Иногда, сторона, имеющая преимущество может пропустить того, кто его не имеет. Мы ведь, находясь на главной дороге иногда выпускаем машины со второстепенной, в пробке например. Да-да, и пешеход может это сделать. Я, например, будучи пешеходом, частенько пропускаю фуры, т.к для них торможение и разгон - это целое событие. Если на переходе я вижу, что наши траектории пересекутся, я останавливаюсь на тротуаре, и показываю водителю, чтобы ехал, а не тормозил. Также, я снижаю скорость, если вижу, что осталась одна машина, а за ней никого. Я даю ей проехать и спокойно иду по пустой дороге. Это и есть обоюдная вежливость.

Теперь давайте рассмотрим еще одну опасность на переходах, имеющих две и более полос. Скажем, вы начинаете переход, и в крайне ряду едет что-то вроде газели. Эта Газель вас пропускает и вы уверенным шагом идете через дорогу. А в следующем ряду едет обычная легковушка, водитель которой из-за крупной Газели вас не видит. Конечно, такая ситуация описана в правилах, и водитель этой легковушки обязан остановиться, даже если пока не видит на переходе никого. Но реалии нашей жизни таковы, что водители сидят в телефонах, не выспавшись, с похмелья в конце-концов, или просто задумавшись. Все это незаконно, скажете вы, водитель должен быть внимателен, и вы будете правы, но вспомните абзац про костыли и землю. Поэтому, самое простое, что надо сделать, это пройдя ряд с мирно стоящей Газелью, выглянуть из-за нее и убедиться, что никто там не несется забыв о правилах. Скорее всего, у вас, как пешехода, это не займет и доли секунды, т.к можно и не останавливаться, но, в случае чего убережет от очень серьезных проблем. Лучше обматерить невнимательного водителя, так и не узнав, кто он, нежели познакомиться с ним в суде, сидя на инвалидной коляске.

К теме переходов мы еще вернемся, и поговорим о переходе вне "зебр", о переходе на светофорах, и о летней особенности перехода - мотоциклистах. А пока просто хочу подытожить. Важно понять для себя, что вне зависимости от решения суда, в самом факте ДТП с пешеходом чаще виноват сам пешеход. И даже, если он не виноват по статье закона, именно в его руках было предотвращение происшествия, ведь тормозной пусть идущего пешехода измеряется сантиметрами. Есть в ПДД для автомобилей такой знак "STOP", что означает "Движение без остановки запрещено". Возьмите за правило, представлять этот знак перед каждым переходом. Остановитесь на полсекунды, посмотрите, с какой скоростью движется транспорт, и начал ли он торможение, чтобы вас пропустить. Запомните, внимательного пешехода задавить крайне тяжело, даже если пытаться сделать это специально.

#пешеход #переход #безопасныедороги #гибдд #дпс #бездтп