Скорость. Проблема мотоциклиста №1

Итак, пришло время написать о том, к чему я так долго готовил сообщество и готовился сам, а именно, первую статью о безопасном вождении мотоцикла. Я уже писал об этом во вводном материале, но должен ещё раз акцентировать внимание читателя: здесь я поделюсь собственными выводами о том, как проездить на мотоцикле долго (в идеале до глубокой старости), не имея происшествий серьезнее царапин на байке, или бинта на руке. При этом здесь не будет сказано ни слова о том, как прекратить воблинг, или что предпринять, когда вы видите открытый люк на Яузе, проходя очередной ее изгиб «на коленочке». Здесь будет о том, как вообще не оказаться в такой ситуации. Поэтому тем, кто на каждом светофоре откручивает свой джиксер до отсечки, и считает, что все, кто этого не делает, без яиц и вообще не «настоящие мотоциклисты», можно дальше не читать. Или читать, если вы все ещё так делаете, но уже поняли, что пора в своей жизни что-то менять, и ваше желание получить именную табличку на «Аллее памяти» с годами поубавилось. Если вы это читаете, у вас ещё есть шанс.

Итак, прежде, чем говорить о деталях, давайте обсудим езду на мотоцикле в целом. Мотоцикл, при прочих равных, опаснее автомобиля. Байкер защищён лишь экипировкой, и факторов, несущих риск ему, ощутимо больше, нежели автомобилю. Если автомобилисту такие вещи как: глубокая лужа, срезанный вдоль асфальт, кирпич на дороге, животное или даже пешеход на пути, скорее всего принесут лишь повреждения транспортного средства, ну или, в случае с пешеходом, ещё юридические последствия (не всегда), то для байкера все вышеперечисленное, а также многое другое, может закончиться падением с непредсказуемыми последствиями. Размер последствий, в случае подобного происшествия, в большинстве случаев будет определять скорость на момент этого самого происшествия. Исходя из этого, давайте сразу определим несколько важных пределов это параметра.

Безопасная скорость: 0-40 км/ч.

Безопасная - понятие относительное, даже пешком можно убиться об столб, давайте здесь сразу закрепим понимание, что жизнь - это штука с юмором, и порой с людьми происходят неприятные вещи в самых безобидных ситуациях, т.к от случайностей не застрахован никто. Короче, частные ситуации и исключения из правил рассматривать не будем, мало ли какая у вас карма:)

Но, вернёмся к скорости. По моему опыту, на скоростях до 40 во-первых большинства ситуаций можно избежать, в виду короткого тормозного пути (в том числе и райдера, упавшего на асфальт). Во-вторых, в случае невозможности этого, в виду малой кинетической энергии на момент происшествия, а также при наличии разумной экипировки (как минимум: куртка/черепаха, перчатки, коленки/мотоштаны) отделаться мелкими царапинами на байке, потертым экипом, и, только в самых худших случаях на себе. Именно поэтому, в пробочном междурядье, где все тесно, узко и внезапно, вне зависимости о того, стоит оно или едет, я настоятельно не рекомендую ехать быстрее 40 (сам я в последние годы снизил этот порог до 30).

Средне-безопасная скорость: 40-80 км/ч.

Рассмотрим верхнюю планку. На скорости 80, в секунду проезжается 22 метра, а тормозной путь по сухой идеальной дороге около 25 метров, и длится это торможение около 2 секунд. То есть, избежать проблемы путём торможения, вы можете только в том случае, если увидите ее хотя бы за 40 метров, а все водительские реакции у вас быстры и отточены. Если любое из условий не выполняется (песок/вода на дороге, в момент появления опасности вы отвлеклись) это расстояние увеличивается до двух раз. Да-да, все эти ужасы лишь про скорость 80, о 160 мы в этой статье даже говорить не будем, ведь если что-то произойдёт в 40 метрах перед вами, летящим 160, то, скорее всего, вы даже воздействовать ни на один тормоз не успеете.

Теперь о, собственно, опасности. Падение на скорости 80 чревато довольно затяжной поездкой по асфальту на жопе (именно в этот момент выяснятся, что она совсем не железная, несмотря на имеющийся значок), а также риском мгновенного торможение обо что-то, от отборника или бордюра, до автомобиля или дерева. Последствия тут могут быть разными, от безобидных, о которых вы будете рассказывать за вечерней кружкой пива показывая перебинтованную потёртостей, до плохой вести, которую вечером принесут вашим близким сотрудники полиции после установления личности.

Тем не менее, именно в таких скоростных пределах едет большинство городского транспорта, а значит ориентироваться вокруг на аналогичной скорости удобно и наиболее безопасно.

Опасная скорость: 80+

Конечно же, я не говорю, что завтра всем надо начать ездить не более 80, я понимаю, что поток на МКАД или большой магистрали едет порой и 120, а ехать безопаснее именно со скоростью потока, но каждый, кто видит трёхзначное число на спидометре, должен быть максимально сконцентрирован на дороге, а также понимать возможные последствия любого происшествия. Ну и конечно же, тем, кто трактует правило «ехать чуть быстрее потока», как «херачить 160, пролезая в каждую щель, потому что все тошнят 100», отдельный привет. Именно вы портите статистику всем остальным, влетая в зад газели, которая внезапно ехала 60 во втором ряду или размазываясь по отбойнику, из-за очередного «невнимательного коробочника», который перестроился наглядятся и без поворотника. Извините, что жестко, но дети это не читают, а многим взрослым по-другому донести не получается. И да, на этом месте прямоточники могут начать петь песню о том, что громкий звук=безопасность. Не равно. Адекватная скорость=безопасность. Открою вам тайну, находясь в нормальном современном звукоизолированном автомобиле с умеренно включённой музыкой, рычащего мотоциклиста становится слышно только _после_ того, как он вас обогнал. Подумайте об этом, когда в очередной раз лезете в щель, и думаете, что если вас не видят, то уж точно слышат.

Давайте сделаем вывод из первого раздела.

Для междурядья, где может открыться дверь плюющего таксиста, произойти внезапное перестроение в другой ряд, а также может выйти пешеход или торговец зарядками, безопасная скорость 40 и менее.

Для узких улиц спальных районов, где обочины заставлены автомобилями, из-за них не видно пешеходов и выезжающих автомобилей, безопасная скорость 60, ну может быть, в отдельных случаях, где есть широкий второй ряд и место для манёвра - 80. И помним о том, что эти 60-80 должны быть не на второй передаче, дабы не оглушать жителей придорожных домов ревом.

Для вылетных магистралей или МКАД, едущих в рабочем движении, безопасной будет скорость потока, или в крайнем случае разумный его обгон, с разницей не более чем в 10-20 км/ч и перестроением не между машин, а только в такие окна, в которые вы могли бы заехать на автомобиле. К слову, сам я не разделяю байкерское правило ехать быстрее потока (я, честно говоря, стал считать его оправдательной байкой, наравне с байкой про прямотоки), уже много лет я езжу в потоке, и ни разу не имел проблем с перестроением «в меня», несмотря на множество мотометодичек на эту тему. Но, про развенчание мотомифов (разумеется, в рамках моего субъективного опыта и мнения) поговорим в отельной статье.

Резкий старт.

В прошлом сезоне я стал свидетелем двух ДТП с мотоциклистами. Что немало, учитывая то, что мотоциклистов вокруг не так много, и в натуральном выражении число ДТП с ними в разы меньше, чем традиционных. Юридически, в обоих оказались виноваты водители, но по сути именно мотоциклисты могли бы этих ДТП избежать. Особенно наглядным был первый случай. Мы стояли на красный на светофоре на Щелковском шоссе, по-моему на пересечении с Монтажной. Там тогда ещё не было разделителя, были левые повороты и разворот. С Монтажной под конец светофорного цикла выехал Лексус седан, и поехал во втором ряду. На щелчке загорелся зелёный, мы поехали, я и ещё один мотоциклист почти наравне с автомобилистами, чуть впереди, чтобы не мешаться, а парень на литровом ниньзе открутил так, как и положено на литровом ниньзе и помчал левому ряду. Мы с другим мотоциклистом были метрах в 30 от него, ещё метрах в 30 был автомобильный поток позади нас. И в этот момент водитель лексуса просто дал руля влево, чтобы поехать к развороту. Что было дальше всем понятно, удар в заднее левое крыло, Лексус развернуло почти на 180 градусов, райдер красиво пролетел и приземлился асфальт, после чего отчалил на скорой с переломом бедренной кости. Я уже вижу красные глаза моточитателей, «урод на лексусе», «не глядя в зеркало», «ритуально сжечь», и все такое. И да, он действительно виноват даже по ПДД, т.к не убедился в безопасности манёвра. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны.

Водитель выехал на дорогу, сзади красный, никого нет, он только что выехал на светофор и видел это. Он начинает ехать, ему надо на разворот, разрыв там был метрах в 150 от светофора. Ещё через 50 метров, он смотрит в зеркало, видит зелёный и понимает, что все поехали, но все они в 100 метрах сзади. Ещё через секунду он совершенно спокойно поворачивает левее, и...

Я уже писал это в одной из предыдущих статей. Автомобилист не может представить динамику мощного мотоцикла. Он не может представить, что за 1-2 секунды что-то может преодолеть 100 метров и даже больше. На мотоцикле надо думать за себя и того парня. Нет, за всех тех парней, что вокруг. Ведь тот парень на лексусе оказался неправ, но вечером он пил дома коньяк в стрессе, неспешно ища в экзисте новое крыло на свой es, понимал, что его лишат прав (ну или он попадёт на круглую сумму, чтобы избежать этого), а ниньзя-райдер оказался прав, но вот только он лежал в больнице в гипсе нога его капец как болела и он осознавал, что его сезон закончен. Хорошо, что не навсегда.

Вторая ситуация была аналогичной, я не буду ее пересказывать дословно. Я просто хочу указать на ещё один важный момент - никто вокруг, за редким исключением, не понимает динамики мотоцикла, и не учитывает ее при планировании своих действий. А как мы уже обсуждали выше, для байкера не так важно, кто будет виноват юридически, ему в первую очередь достанется физически.

Если вы прямо сейчас откроете YouTube, наберёте в поиске «мото ДТП»,и посмотрите любые 5 роликов, то вы убедитесь, что в 80% случаев скорость байкера будет запредельной (например 60 в пробке, это тоже запредельная) и это будет видно на глаз безо всяких приборов.

На этом первый материал по теме безопасной езды на мотоцикле можно закончить.

Впереди я вижу как минимум шесть мото тем:

Проезд перекрёстков, примыканий и дворов Езда в пробках (междурядье) Езда ночью и в дождь Где ждать опасность - сигналы города. Экипировка. Развенчание мотомифов

Возможно будет что-то ещё.

Всем безопасных дорог!