Псевдодуховность, как тренд современного мира

3 April 2018

Псевдодуховность, как тренд современного мира

Не рассчитываю на то, что многие действительно смогут понять, о чём я хочу поговорить в этой статье. Но всё-таки, попытаюсь донести свою мысль, по возможности минуя любые личностные призмы, которые так или иначе помогают нам жить в обществе и взаимодействовать друг с другом.

Уверен, ни для кого не секрет, что материальность в наше время встала во главу угла. Под материальностью я подразумеваю не только денежный эквивалент, равный затраченному на его получение времени жизни (тем более, что в современном социуме этот эквивалент всё чаще соответствует не столько времени, потраченному на какую-либо деятельность, сколько степени хитрости и предприимчивости человека, а также умению складно и красиво лгать), но и осязаемость полученных человеком впечатлений. Например, вы путешествуете по другой стране и натыкаетесь в горах на древний буддийский храм. И что же вы первым делом сделаете? Войдёте в этот храм с искренним желанием зарядиться и прочувствовать энергию этого необычного места? Я готов поверить, что на это действительно способны несколько человек из, может быть, миллиона. Остальные же наверняка достанут смартфоны или зеркальные камеры и будут снимать этот храм. Причём, двигать людьми будут, по их мнению, самые благие намерения (ага, все мы знаем эту присказку), как то: показать этот красивый храм родным и друзьям, помочь расширить чей-то кругозор и т.д. Но на самом деле этих людей интересует лишь материальный эквивалент, который сейчас выражается в том числе в отметках "Мне нравится" в социальной сети, в количестве восторженных комментариев людей, которые боятся покинуть свою зону комфорта и поэтому выбирают довольствоваться подобным суррогатом, постоянно обманывая себя. А самообман этот заключается в том, что увидев фотографию незнакомого места, они уже будто побывали там. Ведь приходят же эмоции в виде восторга или удивления, а отклик этот уже абсолютно реален и ощущается в теле, в отличие от места, в котором человек не был и, возможно, никогда не будет - место это пока существует только в уме.

Также трудно не заметить, насколько популярными стали в России (да и во всём мире в целом) различные школы азиатской философии, особенно в качестве доходного бизнеса. Хочешь открыть в себе источник бесконечной радости и любви? Готов взглянуть на мир третьим глазом? Съезди с мастером (коих развелось, как менеджеров по продажам) на неделю "духовной" практики в горы, заплатив за это удовольствие 30 000 рублей. Ну или хотя бы, придя на йогу, оставь пожертвование, размер которого тебе "рекомендуют" от 300 рублей. Здесь стоит сделать небольшую ремарку. Я согласен с тем, что любой труд должен оплачиваться, но стоит вспомнить о том, что древние мастера не брали за свои знания деньги. Им в принципе запрещалось иметь какую-либо собственность. Поэтому они с радостью принимали подаяния в виде еды, благовоний, одежды и прочего, а взамен могли поделиться своей мудростью. Сейчас же, если ты придёшь позаниматься за donation (пожертвования) и принесёшь с собой пакет риса, то на тебя в лучшем случае косо посмотрят, а в худшем могут и выгнать с занятия - ведь иначе можно лишить наставника потенциальной прибыли и от других учеников.
Само собой разумеется, что побывав на полуторачасовой практике, размяв как следует свою бренную тушку в компании единомышленников, ты почувствуешь себя гораздо лучше, чем раньше. А если всё это действо будет проходить на природе, да ещё и ежедневно в течение недели, то потом с тебя можно будет собирать просветление вёдрами. Здесь уж нельзя не заплатить, ведь тебя так хорошо прокачали, всякому научили и вообще - услуга стоит своих денег. И уже не важно, что вернувшись в свою привычную среду обитания, человек скорее всего продолжит жить также, как он жил раньше, до всех этих озарений. Зато теперь у него есть крутые фотографии, на которых он "медитирует" в позе лотоса на склонах Алтая, подобно индийскому йогу, а друзья и близкие скорее спешат заработать на подобный тур и урвать свою долю "духовных знаний".

Современный человек подобен биороботу, который верой и правдой служит на фронте материальности и старается максимально насытить свои потребности, чтобы не выглядеть в обществе таких же как он белой вороной. Он готов подхватить любую новую идею, какой бы сомнительной она не была, и разносить её повсюду так, будто он сам это придумал - ведь тогда на него обратят внимание, тогда он почувствует себя хоть сколько-нибудь причастным к этому миру и тому, что в нём происходит. Он будет нести знамя материальности во имя неё самой и считать, что это единственно верный путь. Он будет прославлять комфорт и стабильность, сотворив из них новую религию со своими идолами и ритуалами (давайте вспомним идеальный американский газон). И материальность действительно будет любить его взаимной любовью, она будет кормить такого человека иллюзиями до самого победного, пока Смерть не постучится в двери и не заявит свои права на человека. За этой чертой полномочия материального заканчиваются и начинается область Неизвестного. А как человеку с этим самым Неизвестным взаимодействовать? Чего ждать? На что надеяться? Отчаиваться ли, радоваться? Ответа на этот вопрос материальность не знает и знать не может, потому что у неё есть свои невидимые границы, шагнуть за которые она не способна. И пускай учёные, верные слуги материализма, бьются своими широкими лбами об эти стены, пускай даже им удаётся расширять эти самые границы год от года, описывая их всё более сложными формулами и законами. Но на поверку всегда оказывается, что насколько бы широко и высоко песочный замок материальности не раскинулся по пляжу бытия - волны Вечности смоют его в любом случае.

Так не пора ли наконец повзрослеть и включить своё критическое мышление, данное нам природой, как великий дар? Может быть стоит хоть на минуту остановить это инертное колесо навязанного нам с детства образа мысли и вспомнить, что человеку всё же доступно нечто большее? Что-то такое, что заставляет офисного работника в один момент осознать, что ему на самом деле вовсе не интересно то, чем занимается его компания, производящая очередной никому не нужный продукт. Нечто, толкающее пожилого человека на кругосветное путешествие, вынуждая его покинуть насиженное и пригретое место в уютном доме. Что-то такое, что порой не даёт уснуть среди ночи, несмотря на наличие солидного счёта в банке и, вроде бы, крепкой семьи?

Есть внутри каждого из нас едва различимый внутренний голос, который наверняка знает, как поступать правильно, "по совести". Вопрос только в том ,что выберешь ты - гонку за эфемерным вип-статусом и мнимое всеобщее почитание в течение этой короткой жизни или следование голосу своего сердца. Так или иначе, когда игра заканчивается, и король и пешка падают в одну коробку.