Я педагог

Я педагог

Анализирую множество статей на педагогическую тему, обратил внимание, что в них практически не упоминается , на мой взгляд, на важнейший компонент педагогики - воля.
Есть великое множество определений с разных точек мировоззрения на это понятие. Я же его определяю как направленные действия, отвечающих на вопрос надо.
Дети не хотят учиться по разным причинам, но, в целом, они определяются их ленью. Вина лежит на более взрослом поколении - родителях и учителях. которые не в состоянии привести весомые аргументы на вопрос детей: зачем это надо?
Ответ на этот вопрос заключается в достижении определенных целей при участии воли или в целеполагании деятельности индивида.
Воля имеет сегодня большую практическую значимость для населения мира. Есть понятие "право", есть "обязанность" и есть понятие "надо", которое непосредственно связано с индивидуальными особенностями человека.
Для развития полноценной личности воля имеет важнейшее значение. Можно даже утверждать, что без наличия воли у индивида нельзя говорить о его формировании как личность.
В теории на эту тему много написано, а вот методических указаний в области педагогике - мало.
Отмечу то, что развитие у ребенка воли не носит, как часто считается, на превозмогании себя и своих особенностей: физиологических, психических. Часто именно такой подход отбивает у детей работать совместно со взрослыми на развитие и формировании воли так как сопровождается различными конфликтами между взрослыми и детьми.
Введу несколько понятийных определений.
1. Педагогика - наука о воздействии на человека.
2. Педагогические приемы и методы - научно обоснованное, целенаправленное воздействие на человека.
3. Педагог - человек, осуществляющий целенаправленное воздействие на других людей.
4. Психология - наука о познавательных особенностях человека.
5. Обучение - целенаправленное воздействие на людей на передачу им научных знаний, развитие соответствующих этим знаниям - умения и навыки.
6. Воспитание - целенаправленное воздействие на передачу норм, морали, культурных ценностей государства.
Педагогические методы, далее просто методы, имеют свою классификацию. Мною были определены по критерию эффективности воздействия и последствий их применения на три класса:
1. положительно эффективные методы,
2. малоэффективные (не эффективные),
3. негативные методы.
Отмечу, что хороший педагог должен использовать все многообразие методов максимально.
Использование однообразных методов приводит в лучшем ко 2 классу, в худшем - 3-ему.
Коротко поясню это. Достаточно хорошо это иллюстрирует современный подход в систему образования заигрывание с детьми в "добрых дядечек и тетушек" или использование методов поощрения. Даже далекие люди от профессиональной педагогики знают, что такой подход приводит формированию у детей большому количеству отрицательных черт: эгоизм, инфантильность, слабоволие, безразличие и другим. Формально, методы поощрения выступают как декларирование взрослыми прав детей. Только прав, а относительно обязанностей требовании не выставляются. Напрашивается использование противоположных по смыслу - методов наказания.Это естественная реакция современных педагогов после неудачи от использования методов поощрения. К сожалению, часто при использовании методов наказания виновны сами взрослые, которые свою вину в некоим образом не признают, ссылаясь зачастую на глупое законодательство, систему образовании, нравы и мораль общества.
Бездумное использование методов поощрения и наказания часто приводит к формированию у детей страхов и боязни. Один из самых примитивных и самый распространенный метод в обучении - метод оценки. Именно он имеет главную роль в современной системе образования, утратив педагогическую суть. Все поставлено в нашей убогой системе образования на оценку: качество образования детей, зарплаты учителей, а так же оценку самой системы. ОГЭ и ЕГЭ это не просто глупость непрофессиональной власти в области образования, а прямое преступление и вредительство детям. Метод оценок страшен по своей сути: он может сильно развращать детей, формировать на плевательское, равнодушное отношение учебному процессу, формировать стрессовые состояния, страхи и многое другое. Не случайно наши законодатели, поняв силу этого метода, отразили его в Уголовном Кодексе.
Но вернемся к понятию "воля". Задача этой статьи не в критике современной системы образования, а в формировании у подрастающего поколения волевых качеств. Тем не менее, мне придется коснуться темы власти, как крайне заинтересованному лицу, которое противится развития воли у детей. Это развитие их страшит, так как волевое лицо, при понимании своей цели, правоты, не страшится трудностей, которыми может их испугать власть. Современная власть в РФ боится независимых, волевых людей. И их появления среди молодежи может означать только одно - изменение сути власти управления государства.
Формирование воли у детей должно быть обязательно мотивировано. Они должны знать и понимать ответы на указания взрослых, которые сводятся к слову "надо". "Надо чистить зубы, делать зарядку", то есть волевые действия, направленные на сохрание здоровья, физиологических особенностей,- детям большинство взрослых еще способны объяснить. А вот к старшим классам указания типа - "надо хорошо учиться, получить хорошее образование" объяснить весьма сложно. Этим объяснениям дети, имеющие знания о жизни взрослых и о мироустройстве, приводят контраргумент: зачем? Действительно зачем? Зачем хорошо учиться, мучиться, когда фактически большинство людей во власти, бизнеса малообразованны? Решают связи, блат, знакомства. Когда дипломы любого ВУЗА фактически покупаются. Когда знания и умения в этих ВУЗах не соответствуют реальным требованиям профессиональной деятельности. Учительский авторитет начинает падать по мере взросления учеников. "Кто нас учит жизни?" - думают эти дети. "Они же представители бедноты и даже нищеты!" Разумеется не все дети решаются такое заявить в открытую, но таких фактов становится все больше и больше. Дети подобное заявляют и родителям. И это не мой вымысел, а реалия. Реалия того, что взрослые не способны ответить на вопросы детей, а значит формировать их волевые качества. Без мотивации нет и не может быть эффективной педагогики.
Часто мотивацию подменяют, иначе обманывают детей, заинтересованностью, оформляя ее в привлекательную обертку. Проводят, например, какие-то профориентационные мероприятия. Профессия показана только в привлекательном виде. Особо вызывают настороженность то, что овладеть этой профессией может каждый. И ни слова о том, что овладение этой профессией предполагает преодоление трудностей, проявление личных волевых качеств. А как ребенок может их преодолевать, когда он к этому не приучен??
Одно из основных моих специальности является преподаватель математики. Потому я обращу ваше внимание на этот учебный предмет.
В свое время я писал на серьезном основании, что обучение детей математики в школе по своему прикладному характеру не нужна. Достаточно арифметики. Друзья, читавшие мои посты в предыдущем аккаунте могут это подтвердить.
И повторю вновь - математика, а точнее алгебра и геометрия, не должны быть учебными предметами обязательными для изучения, если власть определяет нецелесообразность изучения других государственных языков, кроме русского. Такая тупая логика и подход власти меня не удивляет. Практически в любого, кто такое заявляет, ткну пальцем и выяснится, что этот любой был не особо успешен в области математики. Математика - царица наук. Тезис, который знают почти все. Но не понимают - почему? Математика фактически единственная из всех наук очень логично и последовательно формирует как абстрактное - высшую форму мышления, так и логическое мышление и все остальные познавательные (когнитивные) особенности человека: восприятие, внимание, память, различные формы мышления: от примитивного предметного до абстрактного, воображение и так далее. Это наилучшее педагогическое пособие, которое выдумало и развивало человечество. Математика хорошо развивает волевые качества.
Все замечательно, а я против математики в школе? Конечно же не против. Это был мой такой протест против алогичности, тупости и необразованности власти. Но логика все же в моем посте была и есть, если рассматривать именно прикладное значение математики для большинства людей. Большинству людей знания тангенсов, интегралов и производных особо в жизни не пригодилось. И я задавал этот вопрос своим ученикам: нужна ли в жизни алгебра и геометрия на примере их родителей. Ответ был ожидаем: нет, не нужны.
В ответ я задавал им вопрос: а зачем тогда все и всегда, со времен создания первых школ, изучали эту математику? Ответ детей, хоть и был прост, но все же оказался достаточно точным: математика приучает думать! Постоянно решаешь задачи (многократное повторение) и становишься умнее, лучше учишься.
Я по пути всегда задавал вопросы: поднимите руки у кого 4 и 5 по математике. Поднимите те, у кого также хорошие оценки по другим предметам. А теперь, ребята, понимаете, что неслучайность то, что вы хорошо учитесь по математике и другим предметам, как и то, что те, кто плохо учится по математике, учится плохо и по другим учебным предметам.
Такая показательная демонстрация значения математики устраняла всякие ненужные диспуты на тему, что это нам в жизни не пригодится.
Так я примерно создавал мотивацию. А волевые качества развивал на понимании математики через многократное повторение и преодоление трудностей при решении новых задач. Не получается? Трудись!
Разумеется не у каждого волевые качества проявляются и развиваются. Но я этим занимался.
Теперь возвращусь к методам. Одна из сути любого метода заключается в стимулировании деятельности. Стимулированием является не только оценка, но и простое достижение результата. Сам решил трудную задачу, которую долго не понимал как решить! Ребенок продолжительно проявлял волевые усилия и достиг результат. Вроде все просто. Но. Но я не могу без своего любимого но. данная задача должна быть соразмерна способностям ученика. То есть педагог долен точно диагностировать его способности в этой области. Это сложная творческая задача, которая не то, что большинству родителей малодоступна, но и учителям. Ребенка последовательно и логично нужно подводить к решению этой задачи, к ее пониманию. Даже когда вы занимаетесь одним ребенком - это сложная задача! А если речь повести о классе, числов 25-35 детей?? Да еще учесть, что 6 классов?? Как качественно провести такую работу? Даже мне это не то, что очень сложно, а невозможно. Учитель загнан в условия, при которых чтобы иметь относительно удовлетворительную зарплату, он должен наплевать на качество своей работы. Так как качество изначально при таком подходе будет не высоким. Речь не о медалистах и олимпиадниках, которыми любят прихвастнуть учителя с высшей категорией. А об обычных, и даже плохо успевающих в школе детях. Недавно один из таких учителей крайне отрицательно не захотел заниматься с моим учеником. Почему? Потому что мой ученик психически не уравновешен и асоциален. Ей такие не нужны. Ей нужны нормальные и желательно сильные ученики.
Я не раз ловил себя на мысли о том, что я - дурак, который живет не так как все, что ищет трудности, которые другие стараются избегать. Вы не понимаете меня. А я вам попробую объяснить про те чувства, которые охватывают меня, когда ученик меняется и искренне благодарен мне за мой труд. Ребенок, от которого учителям, взрослым было проще игнорировать, не замечать, потому что он - сложный ребенок, плохо или вовсе не обучаемый. Например, когда моя ученица с синдромом Дауна, не умеющая считать до 10 в 15 лет, через 4-5 месяцев стала считать в уме! Я после занятия буквально летел, звонил коллегам и специалистам, душа пела и был счастлив. После рождения моего младшенького врачи сказали. что он не будет ходить, говорить и будет УО, И теперь представьте мою радость, когда он первое слово сказал папа, и сделал первые шаги ко мне. Не мучайтесь - не представите. Я просто плакал от счастья.
Потому я просто не знаю лучшей профессии в творческом отношении, чем учитель. И потому я педагог!