Учебники математики - одни минусы

Изучая различные учебники по математике, я постоянно возмущаюсь отсутствием у их авторов знаний по психологии и педагогике.

1 причина моего возмущения заключается в том, что в учебниках маленькое количество однотипных заданий. Для качественного усвоения детьми какого-либо знания с последующим формированием у них понимания необходимо, чтобы они самостоятельно выполнили минимум 7 однотипных заданий для усвоения знания, а для формирования понимания им необходимо выполнить минимум 25 повторений при условии, что их уровень интеллекта по Векслеру составляет 100 пунктов. Это актуально особенно для учеников начальной школы, которые не владеют в полной мере методикой управления волей, восприятия и внимания. В реалии учебники в среднем содержат повторений не более 8. Некоторое исключение составляет материал в алгебре 7 класса при изучение степеней и операций над ними. Практика показывает, что ученики более лучше усваивают этот материал, опираясь на учебники. По остальным темам, тем более в старших (9-11) классах такое редко. То есть авторы учебников не владеют психологическими знаниями по поводу того, что усвоение тем учениками зависит от многократности выполнения заданий по данной теме.

2 причина состоит в том, что авторами не соблюдается логика построения структуры учебника, его материала. Математика самая логичная наука, суть которой заключается в обоснованной последовательности знаний. Существует множество скачков от одной темы к другой. Часто нарушается научный принцип: от простейшего к сложному.

3 причина заключается в том, что авторы не способны мыслить как дети и не различают различные виды мышления. Первоклассники мыслят отличительно от второклассников, обладая меньшим опытом образного мышления. В начальной школе у детей имеется большой диапазон развития мышления, а потому учебники должны в большей части соответствовать именно их возрастным особенностям. Ребенок 7 лет при средних интеллектуальных показателях спокойно может научиться, например, счету от 1 до 20 за один урок. Это знание. А вот для формирования понимания закономерности натуральных чисел ему может потребоваться не одно занятие. Но в учебнике на это отводится незначительное время. Или, например, на формулы сокращенного умножения отводится малое количество времени при значительной неподготовленности учеников к абстрактным знаниям. По УМК (учебно-методическому комплекту) идет неравномерный переход от образных понятий к абстрактным. Например, для учеников 1-4 классов учебник математики пишет одна группа авторов, для 5-6 классов - другая, по алгебре - третья, а геометрии - четвертая. Такие скачки сразу видны всем: родителям и учителям-предметникам. Но только не авторам учебников, которые не изучают материал учебников предыдущих классов. Вроде ученик в 4 классе хорошо учился по математике, а в 5 классе скатывается на тройки. Аналогично, после 6 класса ученик скатывается в 7 классе, в 10 классе еще раз скатывается. И родители вынуждены обращаться к репетиторам...

Опять же сильно уменьшается количество задач на повторение.

4 причина заключается в излишней сложности заданий. Иной раз в старших классах некоторые задачи решаются на протяжении всего урока. Ее решение не сразу усваивают сильные ученики, не говоря о слабых.

5 причина заключается в том, что авторами нарушается само понятие учебника, как пособие для самообразования. В учебниках не раскрываются темы, не показываются решения заданий в качестве образцов формирования алгоритмов решения. То есть авторы коряво пишут учебники и возлагают всю обучающую нагрузку на учителей. А ученик не понял тему, а посмотреть ее негде, кроме как в интернете. Но на поиски нужно время, желание самому разобраться. Проще найти решение и переписать её из интернета, не вдаваясь в решение.

6 причина заключается в отсутствии качественных чертежей и их малого количества. Авторами не соблюдается плавный переход от образного мышления к абстрактному. Порой не то, что ученик, а их родители не в состоянии выполнить чертеж. На практике мне часто приходилось сталкиваться с тем, что я переделывал чертеж учебника и дети достаточно моментально находили решение, глядя на мой чертеж, нежели до этого минут пять пялясь в чертеж учебника.

7 причина некачественности учебников заключается в том, что они, как основа УМК, не дают образцы выполнения заданий.

8 причина заключается в том, что учебники, особенно в начальной школе, не могут качественно развивать познавательные процессы детей, так как предполагают простое написание ответов.

9 причина заключена в том, что авторы учебниках не знают и не думают о связи между мыслительной деятельности ребенка и его моторики. Особенно моторики пальцев. Учебные тетради в той редакции, в которой они существуют, являются тормозом развития детей. Дети в нашей стране мало пишут. Показательно, что в Китае, в котором на каллиграфию обращают пристальное внимание, качество знаний по математике в школах значительно выше, чем у нас. У нас пытаются это скрывать а протяжении многих лет, показывая то, что наши дети, талантливые дети достигают высоких результатов на мировых состязаниях по математике. Но это не показательно и не применимо для всех других детей. Учебник должен развивать понимание математики у всех учеников.

10 причина заключается в том, что порой в учебниках содержатся некачественные задания: по содержанию текста, условию, ответу...

Ну как, например, дети должны выбирать ответ между 4,5 ученика (4 или 5?).

Я еще не упоминаю про то, что нет соответствия между содержания учебника и заданиями ОГЭ или ЕГЭ.

Это другая история...