Дети — хвалить или не хвалить

09.04.2018

Каждого ребенка не то что можно, а нужно хвалить! Это должны помнить не только родители и многочисленные тети-дяди с бабушками-дедушками, но и все специалисты, работающие с детишками. Ребенок очень чувствителен к похвале. Если его правильно похвалить, то у ребенка возникнет ощущение его важности в этом мире, важности выполняемого или выполненного им дела. Что побуждает его стремиться стать лучше, сделать что-то еще, и сделать еще лучше, чем в прошлый раз…

Многие, услышав это, начинают задумываться:

«за что можно похвалить, какую причину найти?». Ведь любой ребенок, только сделав первые шаги, произнеся первое слово «мама», старается заслужить одобрение, улыбку (улыбка тоже один из видов одобрения). За рисунки на обоях, за съеденную помаду, за сломанную («разобранную» на запчасти) машинку… Ведь он старался… И он не перестает сообщать о своих «подвигах» ежеминутно, ожидая похвалы. Вот тут то и стоит задуматься: «а как правильно похвалить дитя?».

Психологи выделяют два вида похвалы — одну из них можно назвать Оценкой, а другую как раз таки Похвалой. Для начала рассмотрим Оценку. Название говорит само за себя. Т.е. мы «оцениваем» действия ребенка – серьезно, можно сказать отстранено, как строгий учитель. Похвала же выражается более эмоционально – мы показываем свое положительное отношение к сделанному.

А теперь непосредственно о Похвале.

Обычные, так сказать, «дежурные» фразы типа – «умница!», «молодец!» лучше стараться не употреблять. Ребенку важно понять, за какие именно действия его похвалили. Например, принес он вам рисунок, ваши действия? Недостаточно просто похвалить рисунок, ребенку важны детали – зеленая травка, красивый грибочек под деревом, «А кто это там под кустиком? Аааа, это же наша кошка! Какая же она красивая получилась! Я думаю, что в следующий раз она у тебя будет еще лучше!» Теперь ребенок будет знать, что у него очень хорошо получилось, но будет стремиться нарисовать еще лучше («Я думаю, что в следующий раз она у тебя будет еще лучше!»).

И самое главное в Похвале – никогда не сравнивайте вашего ребенка с кем-то. Возможно, соседская Катя и лучше выговаривает букву «р», но ваше то дитя из-за этого не будет стремиться «рыкать», а наоборот, замкнется в себе… Либо… Эта Катя станет предметом для подражания, и не только в хороших поступках.

Хвалите ребенка! Не скупитесь на похвалы, особенно в маленьком возрасте. Хвалите за то, что сегодня он сам одел ботиночки, и не важно, что ноги перепутал. Сам помыл за собой тарелку, пусть плохо (потом перемоете), зато САМ! Зато он будет стремиться! И в следующий раз ботиночки будут на правильных ногах, и посуда будет идеально вымыта! И ребенок будет ощущать себя нужным, будет знать, что вы за него переживаете и искренне радуетесь его успехам!