#2. Понимаю, но не понимаю

10.04.2018

Думаю, что вся суть жизни может уместиться в простейшую фразу: "живи здесь и сейчас, и ты будешь счастлив". Смысл слов без опыта равен нулю, смысл слов с опытом - искажен, так как опыт первоисточника всегда будет иным. Все самое главное звучит просто, но, чтобы понять глубину этой простоты нужно много впитывать и трудиться. Выглядит очень не логично все это.

Представляю такую сцену:

У меня в руках огромная коробка с пазлом. Миллиард элементов, которые нужно собрать. Правда помимо множества элементов - есть дополнительная сложность: если я не выбираю, какую часть и куда положить, то они кладутся сами в случайном порядке. Еще одна особенность, что положенный элемент мною или вследствие моей бездеятельности - автоматически воспринимается мной, как правильно положенный. А кем-то обязательно, как неправильно положенный. И вот я прилагаю огромные усилия, чтобы осознать, где общая картина испортилась, где неправильно уложенный элемент? И чем больше меняешь их местами, чем больше хочешь составить "правильную" картину, изображение которой, вопреки привычному, разработчик не удосужился распечатать на коробке с пазлом... тем меньше понимаешь, как это сделать. Черт, возьми, нет никакого терпения: собирать этот сраный пазл! Где моя инструкция? Должна же она быть где-то? Начинаешь искать подходящие руководства, но их нет, не смотря на то, что называются соответствующе - часто противоречат друг другу и даже себе! Кто изобрел этот дурдом? Я привык к понятным инструкциям, с ними мне комфортно, мне понятно, я же человек, просто человек. Взмываешь руки к небу - молчание, смотришь по сторонам и не видишь ответов, опускаешься без сил на пол и утыкаешься в пол.
- Какая бесполезная игра!
- Но ты же должен ее пройти, ты же можешь?!
- Я никому ничего не должен!
- Опять этот юношеский максимализм!
- Опять эти манипуляции. Твои стремления пройти игру обусловлены желанием доказать то, что никому не нужно, даже тебе.
- Нет же, пойми, нет никаких стремлений: доказывать / не доказывать, я не ищу логического оправдания своим действиям в этом и есть смысл.
- То есть ты живешь механической жизнью и не задумываешься о смыслах?
- Нет, ты же знаешь, что вся глубина не постижима логикой и вопросами, все ответы глубже. Ты ищешь инструкции - хотя всегда знаешь, что этот пазл создавался без инструкций. Ты смотришь по сторонам, в поисках изображения, по которому нужно составлять пазл, в то время как он сам строит себя без твоего ведома. Ты видишь это и начинаешь страдать, понимаешь, что теряешь контроль над своей игрой, теряешь ясность и потому еще сильнее бежишь в поисках инструкций, заглядывая в лица других - в поисках готового изображения. Пока, однажды, вновь не рушишься, вот так вот, без сил, и не начинаешь вести внутренний диалог в поисках смысла. А никакой инструкции нет, и не будет, никакого готового изображения - все это всегда возвращает на исходную позицию самоопределения: кризис 25 лет, кризис 40 и так далее - кто их выдумал? И прекращаются ли эти кризисы, или запихиваются глубоко в сознание, найдя выход в 25 и 40?
- Как глубоко надо переосмыслять свою жизнь, чтобы осмыслить, что все лишнее - лишнее?
- Ничто не лишнее, ни страдания, ни поиски. Вся хохма в том, что пазл состоит из полностью одинаковых частей - белые части, одинаково подходящие друг к другу. Но увлекаясь игрой, мы думаем, что они разноцветны, заглядывая к другим - начинаем думать, что рисунок не выходит и так далее. Смешно, правда?
- Это кажется таким простым, что не верится.
- Да вот же, все самое главное просто, поэтому мы легко забываем это, нагромождая искусственных сложностей.
- Мне кажется, я все понял, с другой стороны предполагаю, что это понимание ничего не меняет.
- Понимаю тебя.
- Что делать?
- Мы обсудили, что ничего особенного делать не нужно, а ты снова ищешь, чем бы себя занять?
- Я понимаю, но не понимаю. Принимаю, но, похоже, не принимаю до конца. Обусловленностей так много, да и не думаю что они что-то плохое.
- А я и не говорил, что они плохи.
- Не понимаю, как быть... Спешка за изменением правильности пазла вроде бы потеряла смысл, но и само построение пазла смысл не обрело. Такое ощущение, будто поняв то, о чем ты говоришь, я потерял смысл и тот, что был. Пусть он был искусственным, и не всегда я был счастлив, но смысл хотя бы представлялся, а что теперь? Белое полотно и тщетность попыток.
- Снова оценка действительности, замечаешь?
- Начинаю уставать, не понимаю...
- А ты хочешь понять?
- Да
- Все, что я могу предложить - это мысли, вопросы и задания, которые помогают на моем пути. Идет?
- Начнем?
- Отложи чтение. Делай записи своих мыслей (любых) с сегодняшнего дня - ежедневно по утрам, выговаривайся, трать не меньше 10 минут. Возвращайся через неделю, не возвращайся к чтению, пока не будешь писать свои мысли на протяжении хотя бы 7 дней.

Трошин Михаил
Глава # 02 книги