«Потерянный» фильм, предрекающий начало нацизма, возвращается на экраны

01.04.2018

Немой фильм 1924 года, предрекающий рост нацизма, был обнаружен на парижском блошином рынке в 2015 году после десятилетий пребывания в небытие. Благодаря масштабной кампании удалось собрать необходимые средства, чтобы картина была полностью восстановлена ​​и возвращена в кинотеатры, сообщает BBC Bethany Bell в Вене.

Фильм начинается с того, что на рынке женщина-покупатель возмущается из-за высоких цен. Со злости она бросает в случайного еврея с фруктами прямо с прилавков.

А в другом месте того же рынка над другим евреем насмехаются три грубых человека.

Немного позже показано, как огромные толпы протестующих собираются у стен городской администрации. Внутри канцлер консультируется с советником.

«Ужасно изгонять евреев», - говорит он. «Но надо удовлетворять желание людей».

Инциденты, красочно изображенные в австрийском фильме «Город без евреев» (Die Stadt Ohne Juden), ужасные, но, как оказалось, пророческие.

Кинолента была снята за 20 лет до страшнейшего Холокоста, в то время, когда нацистская партия была запрещена в Австрии, а Адольф Гитлер отбывал срок в немецкой тюрьме.

Растущий антисемитизм

По сути, фильм «Город без евреев» рассказывает историю города, который изгоняет всех евреев. Они становятся козлами отпущения для граждан недовольных ростом цен и безработицей.

Гуго Беттауэр
Гуго Беттауэр

Картина основана на дистопическом, сатирическом романе австрийского еврейского писателя и журналиста Гуго Беттауэра.

«В начале 1920-х годов, сразу после основания Первой Республики Австрии, политический антисемитизм рос с невероятной скоростью! В разы быстрее, чем во времена монархии», - заявляет Николаус Уостри, директор Австрийского киноархива.

Беттауэр искренне пытался бороться с растущей нетерпимостью и расизмом, как раз в то время, когда евреи, под натиском сложившихся после Первой мировой войны обстоятельств, прибыли в Вену.

«Гуго Беттауэр был человеком, который действительно пытался сделать общество более терпимым к евреям, к гомосексуалистам и к женщинам, участвующим в политической жизни», - рассказывает г-н Уостри. «Все это привело его к серьезным конфликтам с правым крылом австрийского общества, которое в то время было доминирующим в стране».

Адаптированный для экрана австрийским режиссером Х. К. Бреслауэром, «Город без евреев», премьера которого состоялась в Вене в далеком 1924 году был с успехом показан в пяти крупнейших кинотеатрах города.

Политическая партия нацистов не оставила фильм и его автора без внимания, организовав масштабную кампанию против показа ленты широкому зрителю. Авторы пропаганды дошли даже до того, что разместили в газетах имя и адрес Беттауэра с пометкой, что такой человек не должен быть частью общества.

Менее чем через год после того, как картина была смонтирована, Гуго Беттауэр был зверски убит Отто Ротстоком, находившимся под влиянием нацистской пропаганды. По утверждению историков, судебное дело против Ротстока было «гротескным» и убийца отделался минимальным сроком.

Отчаянные прощания

Глядя сегодня на страшные сцены высылки евреев, показанные в фильме по книге Беттауэра, поднимается неприятное ощущение, что история нас ничему не учит.

В ленте снятой задолго до настоящего Холокоста красочно показано, как евреи тяжело покидают родные дома, и под натиском солдат медленной толпой идут по снегу, неся с собой в безызвестность лишь немного вещей.

Показано также и другое прощание – вокзальное, когда отец-еврей обнимает дочь, остающуюся в городе с матерью христианской.

Но это лишь кино, а в жестокой реальности около шести миллионов евреев были окружены и убиты во время Холокоста в оккупированной нацистами Европе. Немногим удалось бежать за границу.

Один из актеров фильма «Город без евреев» Ханс Мозер был довольно популярен в Австрии, и к тому же женат на еврейке.

Когда в 1938 году нацисты захватили власть в стране, он отказался развестись с ней, написав лично Адольфу Гитлеру, который (на удачу) был одним из его самых больших поклонников, прося о помиловании любимой женщины. Фюрер сжалился – супруге актера разрешили уехать в Венгрию, чтобы многие годы спустя, после поражения Германии во Второй мировой войне, она снова увидела мужа.

Между тем, нашумевший фильм попросту пропал без вести, так как немое кино было отодвинуто на задний план с приходом новых возможностей в киноиндустрии – озвучивания пленки.

Эпоха немого кино закончилась. Единственное для чего еще считались пригодными тысячи пленок, хранящих на себе записи когда-то популярных шедевров кинематографа, это утилизация с целью получения хранящегося в них серебра. Страшно представить, но 90% снятых в начале ХХ века немых фильмов попросту были уничтожены.

Растущая актуальность

Неполная и ужасно поврежденная версия картины «Город без евреев» была обнаружена в Нидерландах в 1991 году. Затем в 2015 году на блошином рынке Парижа был найден весь фильм.

Австрийский киноархив организовал кампанию по сбору средств на реставрацию исторической ленты, которой без малого сто лет. Общими усилиями фильм был восстановлен и готовится к большому туру по городам Австрии и Европы, а пока транслируется зрителям в Вене.

Критики уверены, что картину «Город без евреев» можно по праву считать «одним из сильнейших антинацистских заявлений периода молчания».

По сюжету картины, город сначала празднует уход евреев фейерверками, но жизнь народа вскоре ухудшается. Страдает международная торговля и экономика, а любимые жителями кафе вдруг превращаются в простые пивные забегаловки.

Канцлер, как и положено мудрому правителю, в конце концов приглашает евреев вернуться домой. Семьи воссоединятся, счастье царит повсюду, идеальный конец для поучительной сказки, которому не суждено было стать реальностью.

В заключение стоит отметить, что это молчаливое, но уверенное заявление создателей фильма против «травли» людей на основании их религии или расы, а также их изоляция от общества снова становится актуальным.

***

Подписывайтесь на мой канал и узнавайте еще больше интересного из мира кино!