Что скрывают шедевры? Неизвестные факты об известных картинах.

18.05.2018

ЧАСТЬ II. РЕПИН, ФЛАВИЦКИЙ, МАЛЕВИЧ, МАТИСС.

1

Илья Репин "Запорожцы" 1880-1891. Государственный Русский музей
Илья Репин "Запорожцы" 1880-1891. Государственный Русский музей

Никак не мог Илья Ефимыч успокоиться со своей задумкой "Запорожцев". Три раза переписывал полотно, пересаживая персонажей, давая либо отнимая у них домру, меняя лица и одежду. Во втором варианте, основном, по словам художника ( именно он был куплен Александром III), лишь один из казаков восседает с полуголым торсом. Оказывается, Репин изобразил типичного картежника в казачьих войсках ( колода карт лежит прямо перед ним). Запорожцы - народ лихой, при малейшем подозрении на шульмовство хватились за шашку. Вот и постановлено было - играть по пояс раздетыми, чтоб неповадно было прятать запасного туза в рукаве. Кстати, татары и прочие турки даже побаивались совершать в Сечи ночные вылазки: небольшая компания картежников непременно засиживалась до утра, нарушая правила честного неожиданного нападения врасплох.

2

К. Д. Флавицкий "Княжна Тараканова", 1864, Третьяковка
К. Д. Флавицкий "Княжна Тараканова", 1864, Третьяковка

Не всякий вспомнит, что автор "Княжны Таракановой" зовется Константином Флавицким, но саму картину нельзя забыть даже единожды увидев. Бедная девушка в ужасе запрыгнула на тюремную койку в наполовину затопленной камере. Вода уверенным потоком низвергается сквозь окошко. Мышекрысы ринулись выручать свои меха на том же островке ( понятно, куда они будут запрыгивать, когда вода поднимется? )- ужас, ужас. Мсье Флавицкий, видимо, в аккурат начитался о знаменитом питерской наводнении 1777 года (вы все еще ставите на три семерки?), когда многие камеры Петропавловской крепости были затоплены вместе с узниками, от коих решено было избавить жилплощадь таким вот незатейливым способом. Вроде как забыли их там. Многих. Но не княжну Тараканову. Бедняжка умерла двумя годами ранее от чахотки. Тоже грустно. Но без надрыва, необходимого художнику для создания полотна, шагающего в века.

3

Казимир Малевич "Черный супрематический квадрат, 1915, Третьяковка
Казимир Малевич "Черный супрематический квадрат, 1915, Третьяковка

Копни любое открытие, любой шедевр от Американского круиза Колумба до завлекательных баек Дюма-старшего - в основе своей это будет базироваться на более ранних стараниях не столь удачливых персон. Иначе говоря, стырено у других производителей.

Не думаю, что Казимир Малевич, яростно замалевывая квадратный холст (с двумя предыдущими мазилками) черной краской, бубнил себе в это время под нос :" Я создаю шедевр! Ой, как красиво получается!"

Знал он, знал, что за 30 лет до него громогласный и вездесущий журналюга Альфонс Алле уже выставлял ПОЧТИ квадратное черное полотно с подписью "Битва негров в пещере глубокой ночью". Да и с названием Казимир Севериныч долго не раздумывал, сократил до "Битвы негров ночью", посмеялся и забыл.

Но вот занесла нелегкая в гости к гению некоего художника, который чуть не на колени бухнулся перед черной малевалкой и бросился вопить, до чего ж это гениально и эпично. Малевич еще раз вгляделся в тьму шедевра, прилепил бирку с названием "Черный супрематический квадрат на белом фоне", да и сдал за компанию с работами "Черный круг" и "Черный крест" на ближайшую к дому выставку. Картину назвали иконой нового веяния в искусстве, супрематизма, и бросились завидовать "бессознательному космическому сознанию", вовремя посетившему Казимира Великого и окунувшему его в статус "живой легенды".

4

Анри Матисс. "Лодка", 1937г.
Анри Матисс. "Лодка", 1937г.

Картину "Лодка" Анри Матисса не просто так считают шедевром, равным по значимости "Черному квадрату". Великий месье представлял такое направление, как фовизм, а это означает - цвет и поменьше деталей. То есть развивайте воображение, друзья мои, не все же вам подсказывать!

В экстремальном режиме работало воображение посетителей выставки Матиссовых работ в Нью-Йоркском музее современного искусства в 1961г. Местные умельцы приколотили шедевр вверх ногами. И лишь месяц спустя на выставку пришла правильная тетечка, которая обозвала организаторов тупыми криворучками, а особо одаренным тыкала в листочек и говорила : " Что, не видно? Вот облачка! А это-водичка! А у лодочки в жизни носик есть! А в отражении - только парус! А еще кто слово скажет - останется при музее туалеты мыть! Всем понятно?" Ну как не понять, теперь видим - шедевр и есть!

А ночным ли был дозор? I часть рассказа о неизвестных фактах в известных картинах здесь.

Что на самом деле было между Матильдой Кшесинской и будущим царем Николаем II ?

Подписывайтесь на канал Bella-historia-Vo и не пропускайте мои следующие исторические посиделки!