Как написать пост в блог?

10.05.2018

Оставим загадочное слово "копирайтинг" в стороне, и попробуем составить руководство для быстрой публикации текстов в соцсетях или в блоге для обычных пользователей, а также для владельцев малых брендов, которым приходится вести аккаунты самим.

С чего начинается текст?

Кто-то скажет, что с заголовка, но это не так. Он начинается с вопроса "Зачем?", и ответ "Надо" - неправильный.

Если вы не знаете, зачем публикуете конкретный пост, то не знаете, о чем он будет, каким языком будет написан, в какой жанре, к чему приведет публикация, кто ее будет читать. Прежде чем садиться за стол и вымучивать из себя абзац за абзацем, нужно решить, на что вы собираетесь потратить время и силы.

Как только ответ пришел, вы можете начать писать. Но было бы неплохо определиться с жанром.

Начнем с самого очевидного

Если ваше "зачем" вылилось в одно предложение и, в принципе, на этом себя исчерпало, то это или новостной жанр или комментарий.

Если пост - новость, то заголовок должен передавать ее суть. Текст конструируется по принципу "перевернутой пирамиды". Самое главное - в заголовке, основные факты - в подзаголовке, подробности и экскурсы в историю вопроса - в конце. Если дело до деталей не дошло, то перед вами короткая новость, иначе - новость расширенная.

Пример: зайдите в сервис Яндекс. Новости. Первое, что бросается в глаза - заголовки. Достаточно пробежаться по ним взглядом, чтобы понять, что происходит в мире. Нужны подробности? Идите по ссылке на сайт, но иногда их нет и на сайте, потому что содержимое заголовка - все, что известно на данный момент.

Пресс-релиз - всегда создается в формате расширенной новости, иногда с довольно большим разделом справочной информации в конце.

Очень часто посты в соцсетях публикуются без заголовков, потому что они по сути являются комментариями: либо к фотографии, либо к событиям.

Комментарий - это высказывание по поводу чего-то конкретного. Это не разлив мысли "за жизнь", а ответ на некий вопрос.

В обычной жизни читатели с комментариями встречаются в объемных статьях, когда текст автора подготавливает их к вторжению чьего-либо мнения. Уже заявлена тема, проработаны предпосылки. В постах этой подготовительной работы нет. Ее часто выполняет изображение-заставка. Если нет, то эту функцию на себе берет первое предложение.

Постарайтесь сразу рассказать читателю, о чем пойдет речь ниже. Задача первых слов удержать внимание читателя. Комментарии часто переходят в рекомендации в рекламных публикациях блогеров, и значение первого предложения становится ключевым, равно как и качество фотографии, которая открывает текст.

Вспоминаем школу

Если ответ на вопрос "Зачем?" привел вас на распутье: вы готовы написать о многом, но не знаете, с чего начать...

...то вспоминаем, чему нас учили в школе:

вам нужно ввести читателя в суть материала (завязка), помочь ему "осмотреться по сторонам" (развитие сюжета), подвести к самому интересному, ради чего все затевалось (кульминация), и каким-то образом попрощаться (развязка). В финале читателю можно задать вопросы, например, или пригласить к покупке, к участию в мероприятии, а можно просто поставить точку, если пост был о вас и ваших мыслях или опыте.

Эта схема работает вне зависимости от объема, но стили публикации могут быть разные. Выбор жанра отвечает выбору цели.

Самые распространенные жанры

Зарисовки, эссе.

То, что, к примеру, часто встречается у лайфстайл-блогеров и в блогах для родителей. Это разнообразные сочинения на тему красоты, любви, счастья, настроения, погоды, пейзажей, воспоминаний.

Рецензии.

Бьюти-блогеры, кинокритики, фуд-блогеры, тревел-блогеры сначала описывают место действия или предмет статьи, а потом переходят к оценочным суждениям, заканчивают рекомендациями.

Статьи.

Блогеры, привыкшие публиковать произведения крупной формы - коучи, тренеры, тревел-блогеры, арт-критики, политические блогеры и т.д., часто превращают этот жанр в литературное подобие солянки сборной.

Статья может быть основана как на новостях, так и на аналитике: исторические экскурсы, статистические выкладки, зарисовки из жизни, комментарии различных экспертов, мнение автора, его мемуары. Но при таком широком спектре информации, она всегда движется в одном направлении.

Неважно, сколько данных вы получите для обработки, сколько фактов приведете, насколько обширными будут отступления, - все это бусины, нанизываемые на единую нить - вектор вашего повествования.

Например, в статье о выборе недвижимости для покупки, цель которой провести человека по всем этапам этого процесса, вы можете рассуждать о стоимости услуг риэлторов, о ценах на недвижимость, о кредитных ставках, о программах для молодых семей или льготников, о вашем личном опыте. Однако ваш рассказ не должен увязнуть в отступлениях и закончится обзором рынка вторичного жилья в городах-миллионниках, вместо виртуальной передачи читателю ключей от нового дома.

Вариации на тему

Существуют жанры, которые удаются не всем. Их композиция отличается от классического подхода, равно как и от новостной структуры.

Репортажи.

Тревел- и лайфстайл-блогеры часто рассказывают от первого лица о событиях, участниками которых становятся. Последовательность повествования задается обычно хронологией происходящего.

Сложность состоит в том, что внимание читателя нужно удержать на всем протяжении текста. Особая ценность этого жанра - читатель не только узнает что-то новое, но и разделяет эмоции героев репортажа.

Во всяком случае, так должно быть. Далеко не все журналисты, даже звездные, владеют этим искусством.

Обзоры.

Подборка кратких сюжетов на одну тему. "Лучшие фильмы осени", "5 весенних ароматов в подарок мужу", "Дайджест новостей за неделю", "Что нельзя пропустить летом в Париже". Пишется легко, главное, не увлекаться деталями и свести каждый эпизод к сути. Это может быть цикл из кратких новостей, ряд комментариев, даже несколько зарисовок на тему.

Например, то, что вы сейчас читаете, - обзор.

Интервью.

При кажущейся легкости, это один из самых сложных жанров журналистики. У интервью также должна быть тема, стержень, иначе текст вряд ли удержит внимание читателя. Это направление задается вашими вопросами к респонденту.

Нужно владеть предметом разговора в достаточной степени, чтобы его направлять в нужное русло. Вы должны постоянно держать в уме ответ на вопрос "Зачем вы берете это интервью именно у этого человека?", не меньшее значение имеет и ответ на вопрос "Для кого я беру это интервью?".

Например, вы расспрашиваете писателя о его последней работе. Вы можете опубликовать будущий текст в блоге его фанатов. А что если вашими читателями будут литературоведы и филологи? Очевидно, что вы будете задавать другие вопросы, хотя предмет разговора - книга - останется неизменным.

Отсюда вывод - вы должны знать своих читателей и подписчиков, и не разговаривать с респондентом для собственного удовольствия. И ваша главная задача - слушать и записывать, а не делиться своим мнением.

Очень удобный облегченный формат интервью - подборка чьих-либо цитат с подзаголовками-рубрикаторами вместо вопросов.

Финал

Когда вы определились с жанром, в котором будете работать над текстом, остается просто выдержать его структуру. Если вам тяжело держать все в уме, а текст большой, рисуйте схемы повествования, составляйте планы статей. Просто наращивайте на этот смысловой скелет предложение за предложением.

Вам кажется, что это начало? Нет, на деле, это финальная стадия работы над материалом. Если вы проработали тему правильно, то мысль потечет сама, вам нужно будет только успеть ее зафиксировать в файле.
  • Когда тело статьи готово, остается прочитать его пару раз и отредактировать, сократив по максимуму. Прочитать еще раз вслух. Подправить все, что вызывает отторжение, возможно, сократить еще раз.
  • Придумайте заголовок или проверьте, соответствует ли заготовленный вариант содержанию законченного поста.
  • Убедитесь, что в тексте нет орфографических ошибок, и публикуйте.
  • Прислушивайтесь к комментаторам. Попросите друзей и родственников читать ваши тексты время от времени. Но принимайте близко к сердцу только конструктивную критику.
Чем больше практика, чем проще будут даваться статьи.

Однажды вы поймаете себя на мысли, что перестали раздумывать над темами, что у вас пропал страх перед чистым листом, что весь процесс создания контента начал доставлять удовольствие, хотя вначале казался наказанием за грехи в прошлой жизни.

___________________

Если у вас возникли вопросы, то получить консультацию автора статьи Ольги Захаровой (Kaetano), креативного директора AdLife Studio, можно совершенно бесплатно в мессенджере Telegram: https://t.me/olgakaetano

Вы также можете подписаться на мой авторский канал "Public Related" в Telegram: https://t.me/publicrelated

Если вы хотите самостоятельно заниматься продвижением своих или клиентских брендов, продуктов и услуг, контролировать работу нанятых агентств, сотрудников и фрилансеров, то этот канал создан для вас.
Он о брендинге и рекламе; о новостях, событиях и трендах в области PR, digital, SMM, дизайна. А также о копирайтинге, иногда о сайтостроении и SEO. В целом, о том, как функционирует “фабрика” маркетинговых и PR услуг, какие сбои случаются, в какие суммы они обходятся и как эффективно подойти к любому процессу.