Pressfeed и я: Пиарщик пиарщика не понимай?

Недавно я провела опрос: «А нужен ли пиарщику пиарщик для личного продвижения?» Большая часть респондентов сказала, что не нужен, это деньги на ветер и «грош ему цена, если сам себя продвинуть не может». Понять эту позицию можно, но сейчас о другом. Интерес мой был спровоцированный сервисом «Pressfeed», который среди (неплохого) прочего предлагает услугу «виртуальный пиарщик» с гарантией n-числа публикаций в месяц, о чем заключается договор.

Минимальная сумма заказа в месяц (по сути, цена абонентского сопровождения) — 51 тыс. р. Что за эти деньги дают: по 7800 р. комментарии (до 1500 знаков) и статьи (от 1500 знаков) по 20 тыс. р., опубликованные в нескольких из 70 СМИ, список которых утверждается при подписании договора.

А теперь самое интересное

1. Вам нужно из этого списка изданий 10, максимум, потому что только они могут стоить таких денег за неофициальный заход в редакционный план за счет лоббирования вашей кандидатуры. Но ведь то, что вы платите, идет не в редакцию, а на зарплату человеку на телефоне и его босу — на развитие бизнеса.

2. Никто не даст вам гарантий, что качественные издания, подходящие вам под профиль, вас в каком-либо виде к себе в авторы или в эксперты возьмут, а вот те, что помельче, победнее или пожелтее, особенно последние в списке по значимости, могут.

3. Далее начинается самое интересное. По договору, если ваш виртуальный пиарщик не добрал публикаций в месяц, сумма поддержки следующего месяца не меняется и деньги не возвращаются. А это, на минуточку, 20 тыс. рублей за статью, мы помним о этом. Что же происходит? У виртуала в следующем месяце прибавляется пункт в «to-do-list»: «добрать статью в любом из 70 СМИ».

И не факт, что в вашей профессиональной области. Это может быть «лайфстайл» сегмент: ваш комментарий, как директора ЗАО «Стройнашдом», о том, какой костюм вы наденете на свадьбу друга.

4. Как такового плана PR-кампании нет. Это просто сервис по генерации публикаций в прессе. Чуть более продвинутый, чем контора, рассылающая пресс-релизы. Да, они получают массу запросов о комментариях, наверное, могут сами предлагать темы и экспертов своей базе изданий, но это не более, чем функции секретаря: позвони (скорее, напиши) — передай по цепочке.

5. Обычная статья столько не стоит, даже если ее пишет сам журналист, даже если он внештатный автор издания. Только звезды получают столько за текст длинной «от 1500 знаков». По смете редакции 20 тыс. р. — гонорары 3-4х внештатников, при сданных объемах 5000-10000 знаков. Ну а стоимость статьи авторства копирайтера Pressfeed — 30 тыс. р. — зарплата штатного репортера. Выходит, вы выстрадали текст как эксперт, и вам за него должны были заплатить в редакции, но он ей достается бесплатно и…

Правильно, в финале за всех платите вы, как тот злодей в сказке, зато у добряков — happy end. Вы закрыли чужие проблемы — зарплаты, план сдачи номера; сэкономили время журналиста и редактора, создали рабочее место виртуальному спецу. Вы молодец! И «богатенький Буратино».

6. В чем смысл PR? Это возможность привлечь к себе внимание и создать репутацию. Как вы ее создаете? Путей масса, работа пресс-службы — один из них. То есть называется «виртуальный пиарщик» Pressfeed, на самом деле «виртуальный ассистент пресс-секретаря». Он ничего не создает, не ищет поводов, не знает ничего о ваших текущих делах и о бизнесе, кроме того, что указано в брифе. Он просто сидит на базе с контактами и с запросами, отвечает от вашего имени и предлагает вам отписаться на те или иные темы. Если у вас есть пресс-релиз, он его куда-нибудь отошлет. Но это отдельная услуга.

7. И еще одна мысль, которая вправляет мозги на раз, — вы у него не один. Картина — на разрыв сердца:)) Он, как менеджер музыканта, представляет список бизнес-«звезд». И каждая из них занесла в контору месячный оклад среднего PR-менеджера, который, будь он нанят, нарабатывал бы базу контактов с нужными изданиями и блогерами, искал бы партнеров по кросс-промо, вел бы соцсети и, возможно, сайт, придумывал и писал бы пресс-релизы и статьи, разрабатывал бы мероприятия для СМИ и для лояльных или потенциальных клиентов, записывал бы и рассылал ваши комментарии…

8. Ну и последнее, мелкое, но выстраданное: вымученная вами статья может не пройти дальше редактора, ее заказавшего. Это обычное дело. Потеряла актуальность или просто слаба, по мнению главреда. Кто вернет деньги за потраченное время? Вы же не начинающий журналист и не писатель, обивающий пороги в надежде на будущее. У вас — свой бизнес.

Редакции обязаны публиковать только то, что выходит «на правах рекламы» после заноса официальной платы за нее в рекламный отдел. Других вариантов нет. То, что предлагают иногда СМИ «сверх пакета» — неформальная поддержка рекламного клиента. К слову, без выкупа модулей и баннеров пакет поддержки может стоить смешных денег в интернет-изданиях.

О личном вместо заключения

Вы понимаете, какой крен должен быть в мозгах позвонившего мне менеджера, чтобы профессиональному пиарщику предложить «виртуального коллегу» за нормальные деньги, но с таким набором функций? Замаскировав абонентскую плату по договору на полгода под оплату вышедших в СМИ материалов? По договору, в котором сказано, что они никогда ничего не компенсируют, включая ваши потрепанные нервы и мозоли на подушечках пальцев от стучания по клавиатуре. Зато если статья слетела из сентябрьского номера и приземлилась в ноябре, то в ноябре ждите счастливый «плюс» к месячной плате.

Почему? — Правильно! Потому что оплачивается не результат кампании в СМИ, а число публикаций.
А они есть? — Есть.
А кому они нужны в таких местах? — Не наше дело. Вот счет — в нем все указано. Поштучно. Будьте добры!

Ух!…

Теперь о хорошем?

Pressfeed — это отличная идея, пусть и не в концепции «виртуального бюро услуг». Алгоритм его эффективного использования я опишу в другой раз. Сейчас слегка оправдаюсь за массивный, но полезный пост гнева.

Не каждый предприниматель поймет, что услуга «виртуальный пиарщик» Pressfeed — слив лишних денег на ветер. А учитывая растущую популярность сервиса, не скупящегося на рекламу в Telegram и стригущего мелкий бизнес, я не могу это игнорировать.

Предвосхищение момента, когда выйдет публикация в хорошем издании, само по себе, эмоционально оправдывает иллюзию супер-ценности коммуникатора между вами и медиа.

Прессу привыкли бояться, считать чем-то недостижимым, обитающем в параллельной реальности, но жутко важным, влияющим на жизнь вокруг. Это не так. Изданий много. И большая их часть доступна, ещё большая — пуста, никому не нужна и публикует все, что ни дадут, нужно просто найти нужный контакт.

По мне, если и платить деньги, то за реального PR-менеджера, пусть и удаленного, который будет лоббировать только ваши интересы и заниматься связями с полезными изданиями. Теми самыми, сканы которых вы мечтаете поставить в раздел «Пресса» на ваш сайт…

___________________

Если у вас возникли вопросы, то получить консультацию автора статьи Ольги Захаровой (Kaetano), креативного директора AdLife Studio, можно в официальном порядке через портал AdLife Market или в свернутом формате, зато совершенно бесплатно, в мессенджере Telegram: https://t.me/olgakaetano.

Вы также можете подписаться на мой канал «Public Related» в Telegram: https://t.me/publicrelated

Если вы хотите самостоятельно заниматься продвижением своих или клиентских брендов, продуктов и услуг, контролировать работу нанятых агентств, сотрудников и фрилансеров, то этот канал создан для вас. Он о брендинге и рекламе; о новостях, событиях и трендах в области PR, digital, SMM, дизайна. А также о копирайтинге, иногда о сайтостроении и SEO. В целом, о том, как функционирует “фабрика” маркетинговых и PR услуг, какие сбои случаются, в какие суммы они обходятся и как эффективно подойти к любому процессу.