Найти в Дзене
ЭКОЮРС - Новости

Определение класса опасности отходов в соответствии со СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных ОПиП»

Является ли обязательным определение класса опасности отходов в соответствии со СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления»?

Отвечает ведущий юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

При этом согласно ч.ч. 2, 3 указанной статьи Федерального закона независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 данной статьи, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Также независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 данной статьи, с 1 января 2021 года несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

Таким образом, с 1 января 2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, вступивших в силу до 1 января 2020 года.

При этом также с 1 января 2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Необходимо отметить, что согласно п. 4.15 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января  2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) признано утратившим силу с 1 марта 2021 г. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 28 «Об утверждении СП 2.1. 7 .2850-11 «Изменения и дополнения № 2 к СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (далее - СП 2.1.7.1386-03).

При этом СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 июня 2003 г., отменены не были.

Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «Об обязательных требованиях» правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения ч. 1, 2 и 3 данной статьи не применяются.

Так, данный перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467.

При это указанный перечень не включает СП 2.1.7.1386-03.

Таким образом, не допускается оценка соблюдения требований, содержащихся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

При этом несоблюдение требований, содержащихся в указанном акте, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 213 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Одновременно согласно п. 218 СанПиН 2.1.3684-21 условия накопления определяются классом опасности отходов <50>, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При этом сноска <50> СанПиН 2.1.3684-21 указывает на классы опасности отходов, установленные в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Одновременно, согласно указанной статье Федерального закона, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Таким образом, в настоящее время является действующей и применяется исключительно классификация отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, установленная ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Данная позиция также подтверждается с Письмом Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40 «О рассмотрении обращения».

В соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 29 апреля 2021 года № 09-8940-2021-40 «О рассмотрении обращения» согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в части 1 статьи 15, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года.

При этом в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

В этой связи требования, содержащиеся в СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.06.2003 № 144, не носят обязательный характер.

На основании изложенного определение класса опасности отходов в соответствии со СП 2.1.7.1386-03 не является обязательным.

Классификация отходов осуществляется согласно Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536).

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Определены медицинские отходы класса «Г»
Министерство здравоохранения представило законопроект «Об утверждении перечня медицинских отходов класса «Г», подобных по составу чрезвычайно опасным и высокоопасным отходам». Напомним, что в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21 в класс «Г» входят токсикологически опасные отходы I—IV классов опасности, которые не подлежат повторному использованию. Речь идет о ртутьсодержащих предметах, приборах и оборудовании, лекарственных, диагностических и дезинфекционных средствах, а также об отходах от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения...
Какие изменения ждут сферу КТ и рентгена с 1 сентября 2025 года: новый СанПиН 2.6.4115-25
27 марта 2025 года Постановлением №6 Главного государственного санитарного врача РФ был утверждён новый единый нормативный документ — СанПиН 2.6.4115-25 «Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения». Этот документ стал частью «регуляторной гильотины» и заменил более 20 ранее действующих актов, включая: • СанПиН 2.6.1.993-00 • СанПиН 2.6.1.3106-13 • СанПиН 2.6.1.3164-14 • СанПиН 2.6.1.1192-03 • И другие документы,...
🦠 Санэпидрежим и обращение с медицинскими отходами: 10 ключевых нюансов
Рекомендации ниже направлены на минимизацию регуляторных рисков и повышение готовности медицинской организации к санитарно‑эпидемиологическим проверкам. СанПиН 2.1.3684‑21 «Санитарно‑эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (п. 50) предписывает устанавливать ёмкости класса А в каждом помещении, где такие отходы образуются (процедурные, кабинеты, палаты и т. д.). Размещение единственного контейнера в коридоре не соответствует нормам. Переход на работу с региональным оператором ТКО не предполагает изменения утверждённой внутренней схемы обращения отходов...
Документы, вакансии и контакты