Лоббистские фирмы

Термин «лоббист» в Америке применяется к организациям и лицам, которые своей посреднической активностью способствуют продвижению специальных интересов. Сама американская модель регулирования лоббизма основана на идее посредничества, осуществляемой профессиональными лоббистами, шаги которых пристально контролируются государством. Деятельность профессионального лоббиста в США — это деятельность посредника между группами интересов и представителями власти. Обычной аргументацией в защиту лоббистской деятельности в США является ссылка на Первую поправку к Конституции, в которой говорится о праве подачи петиций в органы государственной власти. В этическом отношении лоббизм оправдывается также за счет идеи, что разные группы борются не только за свои корыстные интересы, но и за свое особое понимание общего блага. Таким образом, в США лоббизм это еще и форма финансирования конкуренции идей. Поэтому лоббизм является одной из наиболее важных составляющих американской политической системы, во многом благодаря этому явлению в США осуществляется практическое взаимодействие власти с обществом и бизнесом. В значительной степени за счет финансовых возможностей лоббистских структур функционирует мощный «рынок мысли» Америки, который является одним из ее глобальных преимуществ. Именно при помощи инструментов лоббизма США получают такой масштабный набор качественных решений для государственной политики, которые делают эту страну хозяином всех ключевых сценариев национального и международного развития. В современной Америке лоббистская деятельность является не столько легальной формой коррупции, сколько ее действенной альтернативой в качестве метода воздействия различных групп интересов на государство. Существующие в США ограничения работают достаточно эффективно и в целом ограждают Конгресс и администрацию Белого Дома от влияния извне. В 1976 году средний оборот лоббистской фирмы в США составлял в год 86 тыс. долларов, а уже спустя 30 лет эта цифра выросла до 1,3 млн. долларов. За этот же период средняя стоимость успешной избирательной кампании в Сенат США возросла с 609 тыс. долларов до 8,8 млн. долларов. Непосредственно лоббист оказывается при таком положении вещей узаконенным и тщательно проверяемым. Впрочем реальную грань между лоббизмом и коррупцией проводит прагматический подход, преобладающий в американской политической культуре. Он основан на представлении о том, что в рамках демократического политического устройства в принципе невозможно предотвратить влияние различных групп бизнеса и гражданского общества на власть. При любых обстоятельствах будет происходить передача заинтересованными группами денег и других благ законодателям и государственным должностным лицам. Хотя этот процесс невозможно запретить, его можно взять под контроль и свести к минимуму роль такой его составляющей, как прямой подкуп. На уровне отдельного региона регистрация лоббистов осуществляется комиссией данного штата по регулированию лоббистской деятельности (при этом регистрируя фирму или корпорацию, имеющую лоббистский отдел сам лоббист должен встать на учет в законодательном собрании штата). Следовательно, ввиду полной прозрачности лоббистской деятельности, неубедительные и плохо подготовленные мероприятия, став достоянием гласности, негативно отразятся на бизнесе. По лицензиям такой посреднической деятельности в США распространяют материалы довольно многие профессиональные сообщества.