Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки — эффективные приемы

1,5k full reads
4,4k story viewsUnique page visitors
1,5k read the story to the endThat's 34% of the total page views
6 minutes — average reading time

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки — эффективные приемы

Дорогие опытные и начинающие родители, перед тем как применять малоэффективные методы кнута и пряника, подумайте:

как сильно вам самим хотелось зазубривать строение инфузории-туфельки и извлекать корни из комплексного числа после восьмичасового просиживания за партой?

Для ваших детей школа — такая же работа, на которую вы ходите ежедневно, и такая же мука, когда вы берете ее на дом.

И, к сожалению, наша система образования нацелена не на результат, а на хорошие оценки.

Отсюда нежелание учиться, постоянное состояние стресса у ребенка, нездоровая конкуренция, проблемы с успеваемостью и самооценкой.

И это мы еще не вспоминали о пятнадцати с половиной кружках, которые ваше чадо посещает «для общего развития».

Сегодня говорим о том, как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в младших и старших классах с минимум психологических потерь и желательно не из-под палки.

Содержание:

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки — эффективные приемы

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в 1 и во 2 классе

А теперь вспомните, как мама с папой привели вас в первый класс, вручили портфель и букет и послали учиться.

Сказать, что, оказавшись среди 30 других детей, ребенок испытывает стресс — не сказать ничего.

Особенно если до этого чадо находилось в окружении бабушек и не посещало садик.

Поэтому начинать подготовку к школе, чтобы выписывание палочек в прописях не превратилась в совместную детско-родительскую истерию, нужно заранее.

Познавательные навыки, навыки самоконтроля и концентрации внимания формируются уже в дошкольном возрасте.

А значит, заниматься с ребенком, учить читать, считать и писать нужно до 1-го класса.

А в пору последнего отпускного лета организовать крохе рабочее место, объяснить, что начинается новый этап в жизни, каким он будет и почему он так важен.

В начале пути ключевую роль играет соблюдение режима дня.

Многие родители жалеют первоклашек, позволяя им пребывать в полупраздном состоянии.

Не стоит этого делать, ведь в младших классах нагрузка невелика и рассчитана именно на приучение ребенка к учебе и пробуждению в нем интереса к знаниям.

Другой вопрос, если вы выбрали какую-то, по вашему пониманию, супергимназию, по возвращению из которой ребенок вынужден часами делать уроки. Это ваша гигантская ошибка.

В первом-втором классах выполнение домашнего задания должно занимать не более часа.

В противном случае, дело вполне может быть не в лени малыша или нежелании учиться, а в несоизмеримо больших нагрузках.

Приготовьтесь также, что от вас потребуется терпение и свободное время, чтобы объяснять материал и контролировать выполнение заданий. Попросту вам придется заново учиться в школе.

Многие родители ошибочно полагают, что это исключительно работа преподаватели.

Но класс в среднестатистической школе состоит из 20-30 учеников.

Даже самый хороший учитель не способен при таком количестве детей практиковать индивидуальный подход.

В то же время первый преподаватель для чада должен быть таким же авторитетом, как и вы.

Если учитель не нравится ребенку или не может донести информацию от слова “совсем”, стоит задуматься о переводе в другой класс или учебное заведение.

Со временем кроха при вашей помощи и понимании научится самостоятельной работе и уже примерно в 3 классе вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки, начнет уходить на второй план.

Вам останется только осуществлять легкий контроль и правильно мотивировать.

Совет: лучшее решение для выполнения домашних заданий в начальных классах — черновик. Ребенок выполняет уроки, вы проверяете, после чего задания переписываются начисто.

Как бороться с ленью и плохими отметками — наказывать или нет

Важно также понять бесполезность упреков в плохих отметках. На самом деле, это ваши переживания, а не переживания ребенка.

Статистика показывает: чем спокойнее родители реагируют на плохие отметки, тем чаще дети исправляются и выравнивают успеваемость.

А надзирательство и попытки заставить учиться насильно всегда имеют обратный эффект.

Мнения родителей разделились и насчет того, можно ли наказывать ребенка за неуспеваемость. Да, можно, но делать это нужно правильно.

И речь, разумеется, не идет о физическом наказании.

Допустим, вы договорились, что к обозначенному времени уроки будут выполнены и переписаны в чистовик.

Вместо этого по полу разбросаны тетрадки и книжки, чадо сидит, уткнувшись носом в телефон.

То есть ваш договор не был выполнен, и вы имеете полное право на некоторое время обменять смартфон на старую нокию без доступа к интернету.

При этом ни в коем случае не начинайте орать, рассказывать про хорошего соседского мальчика Колю и в картинках описывать, как именно ребенок испортил вашу жизнь.

Подойдите, обнимите и скажите: «Я тебя очень люблю, но телефон ты получишь обратно после того, как выполнишь обещанное».

Ребенок должен ощущать ваш авторитет — чувствовать, что вы добрый, но сильный.

Совсем по-другому дела обстоят с похвалой. Хвалить чадо за успехи — обязательное условие.

Если ребенок сделал что-то хорошо, разве это не повод сказать ему добрые слова?

Совет: иногда мамы и папы считают, что похвала портит и лишает стимула двигаться вперед. На самом деле нехватка добрых слов не дает ничего хорошего, помимо заниженной самооценки и чувства неполноценности.

Родители пытаются использовать и другой популярный прием — давать детям деньги в обмен на хорошие отметки.

После чего чада становятся шантажистами и, не получив финансовое вознаграждение, не особенно стремятся учиться.

Мотивировать нужно не деньгами, а совместным отдыхом, развлечениями, чем-то, что находится в сфере эмоционального удовольствия.

При этом с первого класса у ребенка должны быть небольшие карманные деньги.

Шпаргалка для родителей, как заставить ребенка делать уроки и облегчить процесс обучения

  • Следите за тем, чтобы у крохи оставалась свободное время, когда он ничего не делает или делает то, что хочет: гуляет, читает книги, смотрит телевизор и т. д.
  • Приступать к выполнению заданий лучше через час-два отдыха после возвращения из школы. По мнению медиков, время после 19.00 считается непродуктивным для умственной работы детей.
  • Следите за тем, чтобы чадо ежедневно бывало не свежем воздухе.
  • Не заставляйте посещать кружки, помимо воли. Если ребенок не хочет играть на скрипке, но мама или папа в детстве мечтали стать великими музыкантами, из затеи ничего не выйдет. Любые дополнительные занятия должны приносить удовольствие.
  • Давайте ребенку больше самостоятельности — приучите собирать портфель, заполнять расписание, не доводите бесконечными вопросами, как там в школе, и тотальным контролем.
  • В противостоянии "учитель-ребенок" принимайте сторону своего чада, если нет объективных доказательств обратного.
  • Если видите явную неуспеваемость в каком-то предмете, задумайтесь о подборе репетитора. То же касается и предметов, которые даются легко — ребенок должен больше концентрироваться на том, что ему нравится. Таким образом отпадут сложности выбора профессии в подростковом возрасте.
  • Не делайте уроки вместо чада и не позволяйте делать их бабушкам и дедушкам. Что вам важнее — знания или оценки? В институте вы тоже будете учиться вместо ребенка? И работать?
  • Помните, что сначала выполняются домашние задания по сложным предметам, потом — по легким.
  • В начальной школе дети не отличаются особенной усидчивостью, поэтому через каждые 30-40 минут обязательно делать пятиминутный перерыв.
Совет: ребенок должен понимать, что вы сильный и добрый, а значит, в очередной двойке можно признаться без страха и упрека.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки с 2 по 6 класс — основные причины неуспеваемости

Многие родители привыкли считать своих детей откровенными лентяями, однако если малыш с удовольствием выполняет какую-нибудь работу, занимается спортом или читает книги, то дело не в лени.

Среди самых распространённых причин:

  • Страх неудачи — учительница отчитала ребенка на весь класс за неуспеваемость или это сделали вы, результат один. Чадо будет до последнего откладывать необходимость выполнения домашних заданий.
  • Непонимание предмета или неумение в нем заинтересовать — проблема одинаково остро стоит и перед первоклашками, и перед старшеклассниками.
  • Недостаток родительского внимания. На первый взгляд, кажется, что связи между неуспеваемостью ребенка и вами нет. Но она есть. Вполне возможно таким образом кроха пытается привлечь внимание.
  • Предмет ребенку не интересен. Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать — похвалой, дополнительными часами отдыха или прогулкой, объяснить, чем геометрия или химия могут быть полезны в будущем.
  • У ребенка не складываются отношения в школе — нет друзей, он стал объектом насмешек и т. д. В таком случае не будет ни желания идти на занятия, ни тем более выполнять домашние задания.
  • Присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — к таким детям нужен особый подход.

Подробнее о том, как справиться с гиперактивным ребенком, можно прочесть в этой статье на нашем сайте.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в старших классах

Если в начальных и средних классах на ребенка можно повлиять силой родительского авторитета, то с приходом переходного периода ситуация усугубляется.

Ребенок растет, познает новое, меняется его система мировоззрения, случается первая любовь, появляются новые компании и увлечения. Какая уж тут учеба.

К тому же на кону всякие ЕГЭ и вступительные экзамены.

Сохранить человеческое лицо и нервную систему будет непросто всем членам семьи.

Помните, что «поступить чадо в вуз» проще, чем наладить безвозвратно испорченные отношения.

Бессмысленно просто кричать и заставлять что-то делать силой. Гораздо больше пользы принесут доверительные разговоры.

Но не о том, почему нужно учиться, чтобы зарабатывать большие деньги, а о жизни в целом. Это вам скажет любой психолог.

Еще лучше объяснять все на собственном примере.

Расскажите сыну или дочери, какими сами были в их возрасте, с каким проблемами сталкивались — ваша задача вызвать доверие.

Совет: если у вас дома принято читать книги и посещать культурные мероприятия, труда заставить ребенка учиться не будет. Если из всей печатной продукции — только каталоги из супермаркета, хорошего ждать не стоит.

Нельзя также запрещать ребенку общаться со сверстниками, чтобы оставалось больше времени на учебу.

Пусть друзья приходят в гости, вместе проводят время, делают задания.

Помогите подростку определиться с выбором профессии и особенно акцентировать внимание на предметах, которые понадобятся в будущем для поступления в вуз.

Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон.

Не пытайтесь организовывать тотальный контроль, наказывать отлучением от ноутбука или отказом в карманных деньгах.

Если в младшем возрасте эти приемы еще могут сработать, то в старшей школе эффект будет противоположным.

Вам все равно придется прислушиваться к мнению чада.

При правильном подходе в большинстве случаев вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки в 15 лет, отпадает сам собой.

Когда период становления личности завершается, чадо постепенно возвращается к обычной жизни, осознавая необходимость дальнейшего образования.

Поэтому заранее не палите горячку: будьте добры, терпеливы и уравновешены, и ваши старания не пройдут даром.

Источник