Сторителлинг — это… или истории, рассказанные с пользой

30.03.2018

Сторителлинг — это древнейший метод донесения информации через повествование, истории, сказки.

Персонажи таких историй могут быть как реальными, так и выдуманными. В ходе рассказа могли использоваться не только слова, но и движения (жесты и танцы), ритмика и мелодика.

Содержание

Это метод, который сегодня используется в обучении, маркетинге, коучинге — любом виде деятельности, в котором важно влияние на аудиторию.

Поучительные, интересные истории во все времена были важным инструментом общения, воспитания и развития личности.

И сегодня их важность не уменьшилась. Правда, теперь использование историй со смыслом принято называть модным словом «сторителлинг».

В чем же глубинный смысл этой методики и для чего она нужна, читайте в нашей статье.

Сторителлинг — это искусство?

Для того чтобы понять, что это — сторителлинг, многие по привычке заглянут в Википедию.

Но статьи с таким названием там нет. Да и старые добрые бумажные книги в библиотеке вряд ли дадут вам ответ, что это за «зверь»  сторителлинг.

Корни сторителлинга уходят в древнейшие, доисторические времена, когда они использовались наряду с племенными ритуалами.

Однако в отличие от коллективных мистерий, истории рассказываются одним человеком, выделяя его из толпы.

Позднее развились национальные разновидности сторителлинга. Так, барды у кельтов и менестрели в Европе

Средних веков выполняли, по сути, одну и ту же функцию — рассказывали истории и делали это интересно для слушателей.

Именно интерес — та сила, которая удерживает слушателей.

Согласитесь, ведь и вы сами не всегда дочитываете скучные километровые тексты без «цепляющей» истории или четкой структуры, перегруженные фактами или узкоспециальными терминами.

Такие словесные «простыни» никому не нужны. Доступный язык, яркие персонажи, завлекающий сюжет — все это для того, чтобы информация была не просто услышана, но и запомнилась, «переварилась».

Конечно, сторителлинг — это своего рода искусство, которое требует от автора не просто знаний, а умения их доносить, захватывать внимание публики и удерживать его. Однако этому искусству можно научиться.

Где и кому пригодится сторителлинг?

Сторителлинг — это также искусство сочинения литературных произведений, однако сфера его применения шире, чем только художественная литература.

Сегодня умение увлечь публику историями пригодится журналистам, бизнесменам, учителям. Кроме того, метод активно используется в психотерапии и различных тренингах.

С помощью интересной истории можно убедить человека сильнее, чем целым перечнем аргументов и мотивировать быстрее и проще, чем получасовой тирадой о преимуществах и возможностях. 

Вот почему сторителлинг активно используется в управлении персоналом.

Людям свойственно слушать истории, мы привыкаем этому с детства — со сказок, которые нам читают родители.

Поэтому слушать рассказчика для нас — естественно. Этим успешно пользуются ораторы.

К примеру, в середине лекции или доклада история поможет удержать и «подогреть» интерес слушателей.

Сторителлинг полезен в создании лояльности работников к компании.

К примеру, вместо того чтобы провести новичкам скучную лекцию о ценностях компании и ее целях, лектор рассказывает историю о том, как он сам осознал важность миссии, которую выполняет организация.

Истории помогут мотивировать на обучение. Это полезно и преподавателям, и в бизнесе, и в воспитании собственных детей.

Согласитесь, куда интереснее слушать о том, как применяются навыки на практике или вместе с персонажем искать выход из сложной ситуации, чем записывать попунктно цели и задачи курса.

Разумеется, теоретическая часть любого выступления тоже важна, но ее следует «разбавлять» эмоционально окрашенными историями, чтобы слушатели чувствовали вовлеченность в процесс.

В бизнес-среде и корпоративной культуре истории часто существуют полуформально, в качестве своеобразного корпоративного «фольклора».

С помощью таких баек можно понять, кто есть кто в команде, «как надо» и «как не надо работать» и т.д.

Истории активно используются в маркетинге, причем как в традиционном, так и в онлайн-версиях.

В любом случае клиенту с помощью историй проще понять, какие именно проблемы решает товар и какие выгоды предлагает.

Как видите, спектр применения сторителлинга очень широк.

Как научиться сторителлингу?

Чтобы научиться доносить информацию через истории, важно понимать, из каких ингредиентов состоит увлекательная и работающая история.

Таких компонента три: эмоции, сопереживание и смысл. Именно ради последнего, собственно, и затевается весь рассказ.

Запомните — ваш слушатель это и есть главный персонаж и главная цель. Все затевается ради него, и он должен чувствовать, что это и его история тоже.

Сторителлинг — это инструмент, способный вывести коммуникацию на качественно новый уровень.

Но пользоваться им нужно уметь, а значит, придется все время учиться, совершенствовать свои навыки, анализировать удачные и неудачные выступления (как свои, так и чужие). Хорошая история обязательно с сюжетом.

Искать его можно где угодно: будьте любознательны, расширяйте свой кругозор, общайтесь с миром, наблюдайте.

Вдохновением для истории может стать что угодно — и ваша собственная жизнь, и события из жизни близких или знакомых, фильмы или книги и даже поведение животных или насекомых, перенесенное «в человеческий мир».

Развивайте в себе живость мысли — регулярно меняйте привычки, исследуйте новые маршруты.

Для развития фантазии и наблюдательности отлично подходит упражнение «Кто этот человек?».

Оно очень простое: рассматривайте прохожих на улице или случайных попутчиков, пытаясь угадать, кто этот человек, чем занимается и куда направляется.

Еще одно полезное упражнение для обучения сторителлингу — это ведение дневника. 

Вначале такая практика будет непростой, со временем ведение дневника будет даваться вам все легче.

Главные правила сторителлинга

Ключевая задача сторителлинга — захват и удержание внимания аудитории. Поэтому персонажи истории должны быть близки слушателю.

Не рассказывайте нищим об историях успеха богатых наследников, ведь провести параллели между собой и героями таких рассказов будет весьма непросто. 

Подбирайте типаж, схожий с вашей аудиторией.

Пусть слушатель «сроднится» с героем, прочувствует его мысли и поступки, «примерит» на себя его шкуру.

Любая история должна иметь три части: завязку, конфликт (кульминацию) и развязку. Все в истории «крутится» вокруг проблемы (конфликта) и его решения.

В моменты перехода одной части в другую должны случаться какие-то события, которые дают истории новый толчок, поворачивают действие в неожиданную сторону — в общем, любым способом подталкивают ее развитие.

Заранее продумайте не только идею истории, но и ее детали — обстановку, диалоги, персонажей (их характер, мнения), интригу.

Удивление от неожиданных событий стимулирует память. Да вы и сами наверняка замечали, что истории с неожиданным сюжетом более захватывающие и запоминающиеся.

Используйте в истории не только слух. Это не значит, что вам нужно снабжать картинками каждую сцену.

Просто задействуйте фантазию слушателей: заставьте их мысленно прорисовать картинку, вспомнить запахи и вкусы.

В общем, активизируйте все органы чувств. Но не злоупотребляйте описаниями — история должна быть емкой и достаточно короткой. Рассказывайте то, что важно.

Не старайтесь сделать историю идеальной. Рассказы о неудачах нередко обладают куда более сильным эффектом, чем «прилизанные» байки о сплошных успехах.

Сторителлинг — это примеры, показывающие все стороны жизни, как успехи, так и неудачи.

Планируя выступление, помните, что сторителлинг — это не только правила, но и импровизация, ваша личная увлеченность и энтузиазм.

Каждому человеку хочется, чтобы его слушали с интересом. Кто-то из-за этого входит в роль весельчака-балагура, который готов к любой ситуации подобрать историю.

Кто-то излагает свои мысли сухо и точно, занудно перечисляя скучные перечни фактов.

Кто-то боится удариться в одну из этих крайностей и вообще помалкивает. В любом случае услышанными хотят быть все.

Поэтому сторителлинг — это навык, который стоит развивать постоянно.

Источник