Евреи в Армении: от древних времен до наших дней

29.03.2018

История появления евреев на территории Армении уходит в глубь веков. Согласно некоторым историческим документам, их присутствие начинается еще со времен вавилонского царя Навуходоносора.

История взаимоотношений армян с евреями – тема непростая, в ней и мир, и согласие, но и соперничество тоже. Не случайно в советские времена был в ходу слоган: «там, где армянин, еврею делать нечего». Вполне допускаем, что в еврейской среде в ходу тот же слоган, но обратного свойства, т.е. “армянину делать нечего”…

Отношения между двумя народами непросты и сегодня. На них печать исключительности Холокоста, а отсюда непризнания правительством Израиля геноцида армян 1915 года, а также тесное военное сотрудничество с Баку и расчетливая дружба с Турцией, что, кстати, признают многие израильские политики, ученые и историки. Тем не менее… Отношения между армянами и евреями остаются вполне доброжелательными, видимо, такими же, как и тысячу лет назад, когда в Армении впервые появились евреи. Появились и осели, вплоть до последних десятилетий, когда образовалось государство Израиль. Об этом и многом другом рассказывают в своем материале корреспонденты ИА REGNUM Марина МИРЗОЯН и Гамлет МИРЗОЯН.

В селении Варташен (Вардашен в переводе с армянского – селение роз) Нухинского уезда Елисаветпольской губернии в XVIII-XIX вв. мирно и дружно проживали представители четырех народностей: армяне-григориане, удины (православные и григориане), кавказские татары-шииты (современные азербайджанцы) и евреи. Смотритель варташенского училища Михаил Бежанов в 1893 году записал в свой блокнот: «В селении Варташен лет 200 назад поселились и евреи. Сначала их было около 60 дымов, а теперь по числу душ они превосходят остальных жителей. Говорят по-персидски; живут в особой части селения, чрезвычайно скученно (304 дыма на половине квадратной версты). Занимаются они исключительно торговлей и табаководством».
Евреи переселились в Варташен в конце XVII века из персидской провинции Гилянь и поселились на нижнем краю селения. В XVIII веке еврейское население Варташена увеличилось за счет беженцев из соседних деревень Залем и Куткашен. В 1873 году в Варташене жили 1628 евреев, а в 1885-м уже 2282.

Варташенские евреи сеяли табак на землях христиан на таких условиях: хозяин пашет и удобряет землю, еврей копает грядки, сажает саженцы, ухаживает за ними до сбора, сушит и готовит пучки с корешками. Все это время хозяин земли обеспечивает еврея пшеницей, рисом, дает деньги на мясо, масло и напитки. Собранный урожай делится между хозяином и евреем поровну. Одни из евреев торгуют на базарах, другие занимаются разносом товаров. Последнее особенно удобно для домохозяек, не имеющих возможности самим ходить на базар и выбирать товары по вкусу. Разносчик по обыкновению выменивает свои товары на пшеницу, коконы тутового шелкопряда и т.п. Еврейки же разносят по домам нюхательный табак, выполняют по дому мелкую работу и возвращаются в свои дома с полными узлами всего, чем могут одарить их варташенки. Между варташенскими евреями немало и ростовщиков, которые ссужают деньгами за большие проценты, да сверх того нередко берут кур, пшеницу и фрукты…

Евреи очень заботливо относятся к своим единоверцам. Каждую субботу, а особенно по большим праздникам они собирают много денег для бедных. Нищенства среди евреев нет.
Отец семейства – полновластный владыка. Без его ведома и разрешения даже женатые сыновья ни предпринять, ни распорядиться ничем не могут. При скученности жизни (иногда в одном дворе проживают по нескольку семей) случаются и ссоры между женщинами, порой доходящие до драк. Иметь больше одной жены не запрещается законом. Почти в 30 домах есть по две жены, но больше жен в селе нет ни у кого. Богатые евреи торгуют с кавказскими татарами из других селений, ездят к ним и нередко неделями живут в их домах. Знакомых татар евреи охотно принимают и в своих домах.

Одежда евреек состоит из короткой, до пояса, рубахи, широких шальвар, верхнего платья до колен с серебряными пуговками на рукавах и широкого серебряного пояса. Голова повязывается шелковым платком. Обувь (на деревянной подошве и высоком каблуке) называется «коши». Пальцы украшаются серебряными и золотыми кольцами. Девушки носят на груди бусы, красят руки хною. Мужская одежда – это нательная рубаха с длинными рукавами, застегивающимися на пуговицы, и широкие штаны, заправленные в «гульпа» (шерстяные носки). На рубаху надевается архалух, ворот которого застегивается на пуговицы и подпоясывается простой шалевой тканью.

Дома евреи строят из сырого кирпича и камня. Кирпичные стены не штукатурятся, обмазывается и белится глиной лишь передняя стена. Постройки же из камня белятся известью, а деревянные покрывают масляной краской. Продукты хранятся в одной из жилых комнат. В зимнее время дома обогреваются так: в вырытую яму в комнате кладут горящие угли, покрывают ковром. Семья садится вокруг, укрывают себя полами этого ковра. Такой способ обогрева нередко приводит к несчастным случаям – угару, ожогам ног и т.п.

Обручение можно совершить начиная от одного года до двадцати лет. Если девочка маленькая, то на предложение родителей жениха отвечает ее отец. Если же девушка уже взрослая, то к браку ее не принуждают, обязательно спрашивают ее согласия и обручальное кольцо она принимает сама. Девушки-еврейки не закрывают лицо и не скрываются, поэтому юноши могут сами выбирать себе невесту. Церемония обручения и свадьба – это сложные и красочные ритуалы, длящиеся целую неделю.

В своей «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (ок. 410 – ок. 490 гг.) пишет об армянском царе по имени Храчеа, так названном «из-за особенно светлого лика и огненных очей». «Говорят, — рассказывает Хоренаци, — что в его время жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей по имени Шамбат, привел его и с большими почестями поселил в нашей стране. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда… Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по настоящему, на их прежнем, то есть иудейском языке – Шамбат».

В Устной Торе (Мидраш Эйха раба, гл.1) рассказывается, что тот же вавилонский царь Навуходоносор II после разрушения Первого Храма в конце VI века до Рождества Христова пригнал часть евреев в Армению.

В IV веке до Р.Х. в Армавире, столице Армении, имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV (212 – 200 гг. до Р.Х.) евреи из Армавира были переселены в новую столицу – город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса I (189 – 160 гг. до Р.Х.) столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла. Еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг. до Р.Х), находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: «Евреям в Армении живется хорошо».

В 1840 году евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами – ашкеназской (европейской) и персидской. У первой общины был молельный дом, у второй – синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года, где наряду с ивритом был в ходу персидский язык.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года выявила, что в Закавказье проживают около 45 тысяч евреев.

Число евреев в Армении во второй половине ХХ века составило более 10 тысяч человек. В 1992-1993 гг. Армению покинули около 6 тысяч евреев. Ныне в стране их насчитывается до одной тысячи человек.