Мистика: место, где прячутся вампиры

02.05.2018

В XVIII веке большую часть стран Восточной и Центральной Европы охватила странная эпидемия превращения покойников в вампиров. Умерли многие тысячи людей, десятки населенных пунктов опустели. Безусловно, это явление не могло не оказаться в поле зрения церковных и светских властей, а также ученых.
А положили начало этим событиям многочисленные жалобы на нападения вампиров в Восточной Пруссии и в Австрийской империи в 1721–1734 годах.
Следует заметить, что многие случаи появления вампиров были официально подтверждены представителями властей.
Одна из таких историй случилась в Сербии. О ней сообщил в своей книге «Трактат о явлениях духов» ученый аббат-бенедиктинец Августин Кальме (1672–1757). Суть истории такова.

«В одной деревеньке в Силезии умер шестидесятидвухлетний старик по имени Благович. Через три дня после смерти он внезапно появился в своем доме, разбудил сына и попросил у него есть. Сын накрыл стол, подал пищу. Старик наелся и ушел. На другой день сын, конечно, рассказал всем об этом происшествии. В ту ночь старик не появлялся, но на следующую ночь опять пришел и опять попросил есть. Угощал ли его на этот раз сын или нет, об этом история умалчивает. Достоверно только то, что этого человека, то есть сына, нашли наутро в постели мертвым. И в тот же день пятеро или шестеро других обитателей деревни вдруг как-то таинственно расхворались и через несколько дней один за другим умерли».
Более подробно о событиях, происходивших в то время в Европе, Августин Кальме рассказал в другом своем произведении – «Диссертации о появлениях призраков, вампиров и привидений», изданной в 1749 году. А поведал он следующее: «В этом веке нашим глазам открылось новое явление, которое вот уже шестьдесят лет мы наблюдаем в Венгрии, Моравии, Силезии, Польше. Говорят, что там встречают людей, умерших многие годы назад или только несколько месяцев до этого. Они появляются, говорят, ходят, совершают нашествия на деревни, истязают людей и животных, пьют кровь своих близких, делают их больными и, в конце концов, причиняют им смерть. И нет других способов избавиться от их опасных визитов и нашествий, кроме эксгумации, протыкания колом, отделения головы, вынимания сердца или сожжения…
Предлагались многочисленные теории для объяснения воскрешения и появления вампиров. Одни теории отвергали их существование как нечто выдуманное, как некий эффект предубеждения и невежества народа той страны, в которой верят в их существование.
Согласно другим теориям, эти люди не были на самом деле мертвы, а были погребены живыми. Таким образом, они воскресали сами вполне естественным путем и выходили из своих могил.
Некоторые же полагали, что эти люди действительно мертвы, но Бог своим разрешением или особым приказом позволил им воскреснуть и вернуться на время в свое тело, поскольку, когда их извлекают из земли, их тела находят неповрежденными, кровь алой и жидкой, а их конечности – гибкими и подвижными.
Были и те, кто придерживался взглядов, что привидения воскрешает дьявол и использует их как свой инструмент для причинения всяческого зла людям и животным.

Я узнал от покойного господина де Вассимона, советника финансовой палаты в Баре, что, будучи посланным в Моравию покойным герцогом Лотарингии Леопольдом по делам его брата принца Чарльза, епископа Оломоуцкого и Оснабрюкского, он был ознакомлен с тем, что в этих краях считается достаточно обычным повстречать человека, умершего некоторое время назад.
Этот человек возвращается в деревню, садится за стол к своим знакомым, не говоря ни слова, и делает знак головой одному из присутствующих, который через несколько дней неизбежно умирает».

А вот еще один отрывок из того же самого сочинения: «Вампир был похоронен около трех лет назад; над его могилой было видно свечение, похожее на свет лампы, но менее яркое.
Могилу вскрыли и обнаружили человека неповрежденного и казавшегося столь же здоровым, как и любой из нас присутствовавших; волосы, ногти, зубы и глаза (последние были полузакрыты) также крепко держались на его теле, как они есть сейчас на нас, живых, и его сердце билось.
Затем его вынули из могилы; его тело не было по-настоящему гибким, но оно было целым и абсолютно неповрежденным; потом чем-то вроде металлической пики, круглой и острой, ему пронзили сердце: оттуда потекла беловатая жидкость с кровью, но кровь доминировала в ней, все это не имело никакого дурного запаха; после этого ему отрубили голову топором, похожим на те, которыми пользуются на казни в Англии. Из тела потекла та же жидкость с кровью, но более обильно, чем из сердца. В конце концов, его бросили снова в могилу и засыпали негашеной известью, чтобы завершить дело наверняка. С тех пор его племянница, у которой он два раза пил кровь, стала чувствовать себя лучше».
Учитывая, что этот трактат сочинил аббат, да к тому же издан он был в середине XVIII века, эти отрывки можно было посчитать в лучшем случае байками, коих в те времена было немало. Но думать так мешает тот факт, что о вампирах писали и другие известные личности. Например, римский папа Бенедикт XIV в 1749 году написал сочинение «Вампиры в свете науки». В 1781 году главный придворный врач австрийской императрицы Марии-Терезы Жерар Ван Свитен сделал специально для ее высочества «Медицинский доклад о вампирах».
Очень определенно и категорично в отношении вампиров высказался и знаменитый Жан-Жак Руссо. Он заявил: «Если и была в мире история истинная и доказанная, так это история вампиров. Ничто не упущено: официальные отчеты, свидетельства титулованных лиц, хирургов, священников, судей: очевидность полная».
Более того, кроме этих свидетельств имеется немало и других документов, отчетов и статей, подтверждающих существование феномена вампиризма.
Однако, несмотря на столь авторитетные свидетельства, большинство ученых к происшедшим в прошлом многочисленным историям с вампирами относится с откровенным недоверием. И все же ряд исследователей от этого явления не только не отмахиваются, но и пытаются дать ему объяснение.
Вообще же феномен вампиризма сводился к следующему: люди, похороненные какое-то время назад, неожиданно являлись в дома своих близких, пили у них кровь или совершали какие-то другие насильственные действия, что становилось причиной гибели родственников.
Чтобы остановить это явление, покойников, которых заподозрили в вампиризме, откапывали. И когда при этом обнаруживали, что мертвец не разложился, а, наоборот, имеет розоватую кожу и гибкие конечности, а также кровь на теле и в гробу, его протыкали колом, отсекали голову и сжигали на костре. После этого вампир прекращал свое существование…
Признание вампиризма как реального явления порождает немало вопросов. Например, какой временной фактор заставляет вампира покинуть могилу? Ведь одни мертвецы выходили из гроба сразу после погребения, другие – через три, пять и десять лет, а некоторые – даже спустя многие десятилетия. Или: почему вампиры приходят к родственникам? Почему они не разлагаются, а остаются длительное время живыми? Чем объяснить регенерацию у них ногтей и волос?
Но, наверное, самый главный вопрос: почему мертвецы выходят из могил и как они это делают? Ведь, как утверждают очевидцы, почва на могилах вампиров остается нетронутой со дня их погребения. Кальме на эти вопросы ответить не смог. Впрочем, они ставили и ставят в тупик всех исследователей этого феномена. И хотя в качестве ответа на них и выдвигались самые разные умозрительные гипотезы, но они очень быстро отвергались.
Возможно, ответ скрывается в свечении над могилами вампиров – явлении, о котором пишут практически все те, кто исследовал этот феномен. Правда, большинство современных ученых заявляют, что это свечение появляется в результате сгорания фосфора, образующегося при разложении трупа. Вот как, в частности, объясняет свечения над могилами Сергей Рязанцев в книге «Танатология».

«Это устрашающее явление… можно было бы прокомментировать следующим образом. Случаи, когда огни вспыхивают внезапно при вскрытии могил, известны давно. Оказывается, есть такие вещества, которые загораются на воздухе сами собой. К ним относится химическое соединение фосфора и водорода – фосфористый водород, бесцветный газ с запахом гнилой рыбы. В летнее время он часто выделяется из почвы, переполненной разлагающимися животными или растительными организмами, в которые в качестве обязательного компонента всегда входит фосфор. Когда организм умирает, этот фосфор переходит в почву, а часть его при этом соединяется с водородом, образуя фосфористый водород. Как только такой газ попадает на воздух, он самопроизвольно загорается, чем и можно объяснить небольшие бледные огоньки, которые то гаснут, то вспыхивают в разных местах на болотах и кладбищах».
Гипотеза вроде бы вполне научная. Однако обслуживающий персонал кладбищ, со своей стороны, свидетельствует, что только над редкой могилой, возможно одной из многих тысяч, появляется свечение. В таком случае что же за свечение наблюдается над могилами вампиров? Может быть, это астральное тело покойника? А возможно, и нечто другое, о чем современные ученые даже не догадываются?
Существенным является и тот факт, что вампиров видели как ночью, так и днем. К тому же одновременно многие люди.
Выше уже говорилось о том, что обычно вампир появлялся у себя дома и просил есть. Ему тут же подавали еду, и он действительно ее ел. Но если вампир – астральное тело того, кто находится в гробу, то как оно может есть и пить? И что оно собой представляет?
Большинство авторов художественных произведений пишут о том, что вампир пьет кровь. Это – его фирменный знак. Но кожу он не прокусывает, а, скорее всего, кровь засасывает через поверхность тела. По крайней мере, на том участке, где вампир пил кровь, ран нет, а остаются лишь синяки.
И еще когда вскрывали могилы вампиров, то нередко гроб, в котором они находились, был заполнен большим количеством свежей крови. Если предположить, что вампир – это астральное тело покойника, то возникает вопрос: как в его могилу эта кровь проникает? Не исключено, что он вырабатывает ее сам. Но опять же откуда берутся ресурсы для производства такого объема живого вещества?
Конечно, вопрос существования вампиров спорный. И относиться к нему можно по-разному. Но если об этом феномене свидетельствуют многочисленные факты, монографии известных людей, то, наверное, нельзя рассматривать это явление с позиции: этого не может быть, потому что не может быть. Не зря ведь говорится, что «дыма без огня не бывает».
Автор - Бернацкий Анатолий