Беседа с профессором философии об отечественной фантастике

01.04.2018

Недавняя моя статья о кризисе в отечественной фантастике вызвала искренний интерес. Я очень благодарен хвалебным отзывам в ее адрес, в связи с чем, решил узнать, в верном ли направлении рассуждал. Для этого, мне пришлось обратиться за помощью к профессору философии, эксперту Совета при Президенте по модернизации и инновационному развитию, доктору наук А.В. Арапову.

Присутствует ли в отечественной и мировой фантастике кризис? Если да, то с чем он связан?

Имеют место кризисные явления в мировой и в отечественной фантатсике, но они разной природы.

Фантастика, в классическом ее виде – конструирование будущего. Это попытка заглянуть за горизонт, и увидеть там, как желательные, так и нежелательные варианты событий. Но, в современном российском обществе отсутствует образ будущего и устремленность в него.

Скорее, присутствует обращение к мифологизированному прошлому. Ностальгия и желание переиграть те или иные исторические события. Поэтому стремление увидеть что-то принципиально новое отсутствует. Скорее идет бесконечное «перетирание» старого.

И это главная причина отсутствия серьезного запроса в общественном сознании на фантастику.

Что касается мировой фантастики, то здесь сыграла свою роль пресловутая концепция «конца истории». Постмодернисткая идея о прекращении исторического развития. Возникало ощущение, что все достигнуто, все сказано.

Но зато на Западе всегда был интересен к научно-техническому прогрессу, вера в то, что именно достижения науки смогут изменить жизнь к лучшему.

А что скажешь о новых отечественных фантастах? И какую роль среди наших фантастов играет бесконечное ностальгирование?

Мы уже говорили, что фантастика в России становится попыткой компенсировать и переиграть то, что уже произошло. И это взгляд назад, а не вперед. Был такой лозунг в СССР: «Время вперед». И он порождал реальный интерес к научно-техническому прогрессу, к освоению новых пространств, открытию новых возможностей в интеллектуальном и физическом смыслах.

Что касается современных авторов, то следует отметить, что фантаст – отражение общественного сознания. Только редкий гений сможет вырваться за пределы господствующего мировоззрения и настроения. Но таких гениев, на российской литературной почве, сейчас, нет.

Отчасти, все творчество российских фантастов, это попытка угнаться за коммерческими брендами, а если анализировать содержательную сторону, то это попытка уйти из истории в мифологию.

Откуда берутся досужие домыслы о «заговоре ученых», сторонников «твердой» научной фантастики?

В обществе есть понимание, что что-то идет не так. Понимание очень смутное и, если что-то идет не так, то начинается поиск виновных. И вот, как раз, ученые оказываются «крайними», на которых все можно свалить. К тому же, писать о заговоре ученых достаточно просто и безопасно. Если писать о заговоре действующих политиков, то…