О фильмах франшизы Blade Runner

На этой неделе я решил уделить время двум фильмам: знаменитому Blade Runner 1982 года и его ремейку Blade Runner 2049 прошлого года.

Начать, разумеется, нужно с первого - Blade Runner Ридли Скотта. Мало какой ленте уделили столько внимания создатели: вышедшая в свет в далеком 1982, переизданная в 1992 (перемонтированная и с другим финалом, несмотря на минимальное участие режиссера в процессе, названная Director’s Cut), вновь изменённая в 1997 для выпуска на DVD и, наконец, представленная самим Ридли Скоттом под названием Final Cut в 2007.

Именно окончательную версию я сегодня в удовольствием посмотрел, и, как и в первый раз, насладился работой мастера. О фильме много сказано и написано, не хочется повторять чьи-то дифирамбы или критику, но факт остаётся фактом - даже спустя 35 лет картина завораживает. Неонуарный городской пейзаж с вечным дождём, ретрофутуризм технологий, атмосфера киберпанка, чарующий электронный эмбиент Вангелиса, отлично разыгранная социальная драма противостояния хозяев-людей и рабов-репликантов, размышления о природе человека и сверхчеловека, боязни эволюции и её необходимости. Великолепные роли Харрисона Форда и Рутгера Хауэра, хорошая работа остальных актёров. Впечатляющая даже сейчас работа художника-постановщика.

Режиссёр оставил финал открытым и, благодаря известным разногласиям Ридли Скотта и Харрисона Форда, природа Декарда, бегущего по лезвию, так и оставалась загадкой. Наравне с неопределённым будущим репликантов, без которых развитие человечества невозможно.

А теперь, Blade Runner 2049. Знакомьтесь, репликант девятого поколения Кей-бла-бла-бла (у меня плохо с цифрами) работает бегущим по лезвию в полиции Лос-Анджелеса, выслеживая и убивая репликантов старых моделей, ушедших в тень после блэкаута. Живёт он с искусственным интеллектом Джой, появляющимся в виде голограммы, служит Мадам-инспектору, но устранение репликанта-фермера из первой сцены фильма запускает череду событий, которые будут раскрываться далее.

Не касаясь сюжета, о ремейке можно сказать одним словом - блестящий, или разложить по полочкам:

  • отличная режиссёрская работа Дени Вильнёва: атмосфера оригинала не просто сохранена, - увядающий мир будущего расширен и углублён, герой лишь песчинка на первый взгляд, но только от его решений и действий зависит будущее;
  • сюжетная линия тщательно продумана, мотивация героев и антагонистов логична и понятна, даже несмотря на неспешность действий оторваться от повествования очень трудно;
  • актёрский состав даже лучше оригинала, отличная игра Райана Гослинга, Харрисона Форда, Джареда Лето и Сильвии Хукс, а уж Ана де Армас в роли искина Джой и вовсе какое-то откровение. Что сказать, чем больше актёров не из Голливуда, тем лучше;
  • очень много намёков и отсылок, отправляющих к творчеству Филипа К. Дика, достаточно и недосказанностей, заставляющих зрителя самостоятельно разбираться в происходящем.

Разумеется, есть и недостатки (субъективные):

  • Ханс Циммер и Бенджамин Уоллфиш создавали саундтрек по лекалам Вангелиса, звук более жёсткий, что даже хорошо для атмосферы, но что-то пошло не так, и зачастую музыкальная тема или не соответствует сцене, или выпадает из настроения;
  • изменилась матрица современного общества, что наложило отпечаток на картину будущего, - в отличие от первого фильма, в ремейке на ролях лидеров и начальников сплошь женщины (исключение - Ниандер Уоллес, антагонист) и даже боевой репликант - бой-баба, а ведь казалось, что брутально мужественный Рутгер Хауэр закрыл вопрос сверхчеловека.

Ремейк повторил судьбу оригинала - отлично воспринятый критиками (ну разве что на длительность попеняли, даже Ридли Скотту фильм показался затянутым) он не оправдал прокатных ожиданий студии. Мне не совсем понятно, чего ожидали большие боссы от такого нишевого продукта, как дорогостоящая SF на экране. Для нашего времени, когда зритель, ищущий фантастику в кино, ежегодно отупляется конвейером Диснеевско-Марвеловского шапито, когда комикс о супергерое из Африки собирает больше миллиарда просто потому, что в США расцвёл чёрный расизм, уже то, что Blade Runner 2049 окупился - большая удача.

Оценка: 10/10 обеим лентам. Как нестареющей классике 1982-го, так и лучшей НФ-киноленте 2017-го.