Цены за проезд — повышать, большие грузы с дорог — убирать

Комитет Госсовета РК по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу провёл выездное заседание в Бахчисарае. Обсуждались вопросы обеспечения населения Бахчисарайского и других районов Крыма транспортными услугами. Говорили и о существующих проблемах, связанных с перевозкой тяжеловесных грузов.

Парламентарии склоняются к тому, чтобы  поднять тарифы на перевозку пассажиров
Парламентарии склоняются к тому, чтобы поднять тарифы на перевозку пассажиров

На вопрос, почему сфера перевозок общественным транспортом совершенно не развивается, попытался ответить руководитель АО «Бахчисарайское АТП № 14340» Сергей Мериц.

«В первую очередь к тому, что сегодня имеем, приводит неурегулированность тарифной политики. Тариф 1,35 руб. за 1 км утверждался в 2016 году, когда литр солярки обходился в 36 рублей. Мы не можем взять машины и в лизинг, поскольку за одну новую, которая стоит 3,5 миллиона рублей, надо ежемесячно выплачивать примерно по 250 тысяч. И это при том, что дневной заработок водителя составляет всего 900—1000 рублей. Вот и получается, ездим на автобусах, средний возраст которых — 10—15 лет», — пояснил С. Мериц.

Он обратил внимание и на отсутствие квалифицированных кадров.

«Доработались до того, что не можем найти водителей категории «D». Профессия стала непрестижной, при этом остаётся очень трудной и ответственной. Найти хорошего шофёра — проблема! Нужна стратегия развития нашей отрасли», — заявил бахчисарайский перевозчик.

По его словам, водитель должен во-зить людей и больше ни о чём не беспокоиться, в том числе и о сборе денег с пассажиров. Однако руководство каждого транспортного предприятия выдаёт план, который надо выполнить, мол, иначе не выжить. Также С. Мериц считает, государству надо субсидировать разницу между расчётным и применяемым тарифами, внедрить систему контрактных закупок, что позволит компенсировать убытки перевозчиков.

«Вот тогда можно спрашивать с водителя, почему не вышел на маршрут или почему не поехал туда-то», — считает руководитель предприятия.

Присутствующие на заседании вспомнили и о льготниках. Член комитета депутат Николай Юревич озвучил необходимость монетизации льгот за бесплатный проезд и внедрения системы адресной денежной дотации для этой категории граждан.

«Считаю такой подход рациональным и справедливым: крымчане, которые не пользуются правом на бесплатный проезд, должны получать положенные им выплаты. Тогда, вероятно, чтобы сэкономить, будут меньше пользоваться общественным транспортом, хотя бы в час пик. Важно также создавать экономически выгодные условия для перевозчиков, чтобы они имели возможность регулярно обновлять подвижной состав — это залог безопасности пассажиров. Да и пора определиться: ехать плохо за 13 рублей или хорошо — за 20?» — высказал точку зрения парламентарий.

В свою очередь замглавы комитета Василий Рогатин подчеркнул, кадровая политика в сфере транспорта и подготовка водителей — вопросы, требующие пристального внимания республиканской власти.

И всё же кое-какие шаги по стабилизации перевозок в Крыму делаются. Во всяком случае, увеличивается количество сёл, куда теперь регулярно ходят рейсовые автобусы. Но и здесь возникают щепетильные моменты, разрешить которые уже продолжительное время не могут на уровне республиканской власти. Так, одно из транспортных предприятий, обслуживающих Советский район, по-прежнему отказывает в посадке пассажирам с билетами, проданными в сельских поселениях, и берёт безбилетных, не оформляя проездные документы. Несмотря на то, что ещё в феврале депутаты Госсовета рекомендовали Крымскому межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта провести анализ качества обслуживания населения, ситуация в отдельно взятом районе не изменилась. Сейчас вопрос вновь поднят и вроде бы взят уже на особый контроль.

К слову, тогда же, в феврале, Министерству транспорта РК поручили организовать так называемый линейный контроль за перевозчиками и на межмуниципальных маршрутах ускорить процесс оснащения общественного транспорта валидаторами, а водителей снабдить кассовыми аппаратами. Сегодня депутаты говорят, что валидаторы неэффективны, мол, выгодны лишь для фирм, которые их распространяют и обслуживают.

При этом директор ГУП РК «Крымавтотранс» Игорь Коробчук в очередной раз констатирует, что у него нет рычагов воздействия на перевозчиков.

По итогу комитет решил взять под контроль вопрос изменения тарифов на перевозку до экономически обоснованного размера. Также рекомендовал администрации Бахчисарайского района совместно с Министерством транспорта РК и «Крымавтотрансом» рассмотреть схему регулярного и бесперебойного сообщения между Севастополем, Бахчисараем и близлежащими к ним посёлками.

Также парламентарии обсудили вопросы перевозки тяжеловесных грузов. Выяснилось, грузоперевозчикам непросто придерживаться установленных законом норм и правил. Дело в том, что получить спецразрешения на транспортировку крупногабаритных и тяжеловесных грузов весьма сложно.

Водитель должен возить  людей, а не считать деньги
Водитель должен возить людей, а не считать деньги

«Движение многотоннажных средств осуществляется при специальном разрешении. Но на его получение уходит не меньше двух недель. При этом оно выдаётся всего на 10 поездок. Потом его вновь надо получать. И так каждый раз. Более того, сейчас, когда строится трасса «Таврида», грузовики, естественно, едут и в Севастополь, то есть на территорию, на которую мы разрешительные документы не выдаём. Есть только одно предприятие, оформляющее соответствующие бумаги на все субъекты ЮФО, — это ГБУ «Черноморье», и находится оно в Краснодарском крае. В этом тоже заключается проблема», — отметил старший госинспектор дорожного надзора УГИБ МВД по РК Владимир Погорелов.

По его словам, будут испытывать постоянные неудобства и собственники комбайнов, другой тяжёлой сельхозтехники, которые в сезон уборки урожаев не смогут ездить в Службу автодорог за очередным спецразрешением. В связи с этим инспектор предложил пересмотреть порядок получения документов, разрешающих перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы.

Прокурор Бахчисарайского района Алексей Ощепков заявил: перевозку больших, тяжёлых грузов в основном осуществляют частные лица или подрядные организации, им проще заплатить штраф в размере трёх тысяч рублей, чем брать спецразрешения. «Поэтому надо вносить изменения в Административный кодекс республики — существенно увеличивать размер наказания (до 20—25 тысяч рублей), тогда каждый частник будет понимать: лучше не превышать допустимую законом норму. А средства, поступившие в казну от взимания штрафов, целесообразно тратить на ремонт дорог», — сделал вывод прокурор.

Над всеми этими вопросами теперь будут работать Государственный комитет дорожного хозяйства РК, Крымское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление ГИБДД МВД по РК и администрации муниципалитетов.

Ольга САФРОНОВА