«И я там был!»

Живопись — один из самых эмоциональных видов изобразительного искусства. Ей доступен весь мир чувств, переживаний, характеров, взаимоотношений, тончайшие наблюдения и смелый полёт фантазии, мгновенные впечатления и вечные идеи. Живые полотна с помощью красочного колорита, игры цвета и ритма не могут не воздействовать на восприятие человека.

О. Федотов
О. Федотов

Торжественным и эпическим тоном, как великий поэт о витязях прекрасных под командой Черномора, повествует о тысячелетнем прошлом Тавриды и её настоящем известный крымский живописец — заслуженный художник АРК Октябрь Федотов. Уже более полувека его картины привлекают внимание любителей живописи образным и колористическим свое-образием, декоративной фактурностью, прочувствованным, несуетным рассказом автора об увиденном и пережитом. 29 июля мастер отметил 85-летний юбилей.

«С такой фамилией он не мог не стать художником, это прямое указание судьбы!» — сказал как-то об Октябре Петровиче Федотове директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Александр Неведров.

И Федотов художником стал в начале 50-х, учился в Симферопольском художественном училище, в мастерской известного живописца Валентина Бернадского, уже тогда обратившего внимание на одарённого и настойчивого студента. Самозабвенно, углублённо трудился молодой художник над совершенствованием композиции, точностью рисунка, оригинальным колоритом. Работая истово и неутомимо, постепенно обретал собственный стиль, особое видение-слышание «тишины крымских долин». А вот в выставках участвовал неохотно, «персоналок» проводил мало. Две—три—пять—семь — максимум прозвучавших его экспозиций. Своих работ почти не продавал, разве что отдавал в музеи. «Он не делал деньги, он делал картины», — точно определил творческое кредо художника его старший товарищ Олег Грачёв.

«Золотой каньон»
«Золотой каньон»

В начале этого века, в 2003-м, прошла блестящая персональная выставка в Союзе художников Крыма, для многих открывшая совершенно нового Федотова, ещё несколько экспозиций — в Симферопольском художественном музее (2004 г.), других залах Крыма.

Октябрь Федотов — художник музейного уровня, и его полотна заняли достойное место в Крымском зале СХМ, задуманном главным экспозиционером Рудольфом Подуфалым. Более 15 картин хранятся в фондах, от «Варяжца» (1955 г.) до «Симферопольского моря» (1960 г.) и «Киммерийской весны» (1983 г.). Искусствовед Галина Федотова так писала о творчестве мужа: «Его картины окутаны очарованием и романтикой крымской истории. Своим восприятием Крыма он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея».

«На Симферопольском море»
«На Симферопольском море»

Насыщенность картин содержанием роднит живописные повествования Федотова с пейзажной лирикой. Во многих полотнах обнаруживается «эффект узнавания» — скомпонованные, переосмысленные либо сочинённые автором пейзажные мотивы представляются до боли знакомыми. Творчество талантливого живописца, столь тонко одарённого колористически, перекликается с искусством поэта, который из привычных, обиходных слов творит нечто новое, яркое, вдохновенное, узнаваемое. Иногда до такой степени, что хочется вслед за поэтом воскликнуть: «И я там был!».

Екатерина БОРОДИНА