Нежное постукивание старинных коклюшек отрывает от гаджетов

В республиканский Дворец детского и юношеского творчества «съехались» лучшие работы участников творческого конкурса «Прикосновение к истокам». Глаза разбегаются от красоты картин, поделок, цветов, фигурок птиц и животных, исполненных детьми из разных материалов. И, как всегда, среди экспонатов-победителей — труд юных мастериц кружевоплетения из кружка «Русские узоры», которым во Дворце вот уже четверть века руководит Людмила Сорокина.

Под руководством опытного наставника Л. Сорокиной  
юные мастерицы постигают секреты кружевоплетения
Под руководством опытного наставника Л. Сорокиной юные мастерицы постигают секреты кружевоплетения

Дворец детского творчества из года в год молодеет. И не только внешне. Треть его нынешних педагогов и методистов — молодые люди, избравшие для себя профессию воспитания талантливой детворы. Но хорошо, что рядом с ними трудятся и настоящие мастера, специалисты высокой квалификации и исключительно редкой направленности. Такие, как Л. Сорокина. Она растит рукодельниц, работающих на коклюшках. Кто не знает, что это такое, пусть вспомнит знаменитое полотно Василия Тропинина «Кружевница» из Третьяковской галереи, которое в своё время сразу выдвинуло автора в первые ряды русских художников-портретистов.

Плетение кружев — старинное ремесло, охватившее в XIX веке десятки российских губерний. Занятие стало настолько модным, что лёгкий стук коклюшек, которыми переплетают нити, раздавался почти в каждой гостиной. Для некоторых мастериц это были труд на продажу, поддержка семейного бюджета. Но для большинства женщин — способ украсить собственный туалет, добавить уюта поместью, дачному домику.

Девчушкам, которые приходят на занятия к Людмиле Фёдоровне, она показывает изысканные воротники, пелерины, галстуки. И они немедленно принимаются за работу, желая как можно скорее принарядиться. Но плетение кружев — кропотливый труд, требующий сосредоточенности, терпения, внимания. Воспитание таких качеств — тоже часть работы преподавателя.

Лучшие работы участников конкурса
Лучшие работы участников конкурса

Людмила Фёдоровна «заболела коклюшками» в юности, когда увидела образцы кружевоплетения по телевизору. И бабушка, и мама в её семье вязали крючком. Нарядные накидки, пышные подзоры украшали нехитрое убранство симферопольского домика. Но плести узоры из тонкой нити на коклюшках не умел никто. Прочитав однажды объявление, что фирма «Крымчанка» набирает учениц на курсы владения коклюшками, Людмила, не задумываясь, отправилась учиться новому делу. И через пару лет сама стала преподавать, обучая других технике плетения и секретам мастерства.

Овладеть кружевоплетением несложно, требуются лишь желание и вполне доступные материалы — нити и коклюшки. Труднее засадить себя за эту работу, отказавшись от чрезмерного увлечения гаджетами, компьютером, другими современными игрушками. У Людмилы Фёдоровны получается увлечь девчонок. По крайней мере её внучка Настя орудует коклюшками с трёх лет и сейчас занимается в кружке у бабушки. Изящные изделия Анастасии Коротченко из года в год участвуют в самых престижных детских конкурсах. В том числе и в «Прикосновении к истокам». Рядом с её салфетками на стенде кружевниц представлены работы Татьяны Родэ, Виктории Ковальчук, Алины Гонтарь. Кто знает, может, кому-то из них и их ровесниц предстоит продолжить труд своего учителя по сохранению тонкого народного ремесла, тепло и очарование которого проверены поколениями?

Галина Гурьевская