Противостоять «чёрному зеркалу»

Словно в ответ на призыв автора нашумевшего одноимённого сериала Чарльза Брукнера противостоять «чёрным зеркалам» смартфонов авторы творческого объединения «Худфонд. Арт-территория» представляют (прямо с пылу с жару) весеннюю выставку «Автопортрет». Живописцы, графики, прикладники Елена Молчанова, Эдуард Кулиш, Наталья Пуголовок, Дмитрий Шульгин, Данила Березовский, Василиса Колесник и другие, работающие в мастерских столичного Художественного фонда, представили в общей сложности более 30 произведений.

В новом проекте художники обратились к классической теме изобразительного искусства, предложив целую галерею автопортретов-размышлений. Работы, выполненные маслом, темперой, тушью, гуашью, в гипсе и технике художественного текстиля, знакомят зрителей одновременно и с жанром автопортрета, и с личной точкой зрения каждого мастера на «место поэта (художника) в рабочем строю».

— Мы вновь собрались с коллегами после некоторого перерыва между акциями, и видно, как все изголодались по общению, — прокомментировал на вернисаже эмоциональную встречу авторов и зрителей один из лидеров объединения Эдуард Кулиш. — Формат наших камерных выставок как раз и располагает к такому общению. Я по-прежнему считаю, что путь самых «свежих», только что созданных работ к зрителю должен быть по возможности кратким. Закончил — показал!

И продемонстрировал совсем недавний автопортрет, написанный в этом году в Амстердаме. Ему вторит Наталья Пуголовок. В своих портретах 2018 года она также отдала дань воспоминаниям о недавнем путешествии в музей Рембрандта, где и зародилась идея этой экспозиции. Недаром на постер выставки вынесен один из самых известных графических автопортретов голландского художника. Наталья привезла из поездки не только духовное и интеллектуальное восхищение, но и вполне материальный сувенир — парочку крепких сабо, которые издавна стали символом трудолюбивого голландца.

Э. Кулиш. «Автопортрет в Амстердаме»
Э. Кулиш. «Автопортрет в Амстердаме»

Кстати, пара туфель то тайно, то явно появляется в работах Елены Молчановой. Так и в выставленной «Прабабушкиной шали» туфли как символ пути, одоления дороги вновь заняли место рядом с главной героиней полотна.

— Теперь уже я столетней прабабушкиной шалью прикрываю всех женщин моего рода, — объясняет сложную этносимволику работы Елена.

Дмитрий Шульгин, не раз обращавшийся к портретной теме, воплотил размышления о роли художника в новом «Эксперименте с чёрным фоном», ориентируясь на экзистенциальную портретную графику 60-х.

Проблематика портрета и автопортрета не так стара, как мир, хотя изображения лиц, фигур встречаются уже в наскальных рисунках. И, безусловно, вспоминая известные шедевры этого жанра, мы в первую очередь думаем о живописных полотнах. Однако автопортреты бывают и литературные, и кинематографические, и, конечно, фотографические. А в весенней экспозиции заняли свои места гипсовый, несколько гротескный автопортрет крымского скульптора Евгения Яблонского и кукольная многофигурная композиция Василисы Колесник.

Д. Березовский.  «Автопортрет»
Д. Березовский. «Автопортрет»

Портрет как самостоятельный жанр в изобразительном искусстве формировался параллельно с историей художественных стилей, начиная с древнеегипетского канона фараонов. Пережил расцвет в период античности, достиг совершенства в прославленных фаюмских портретах раннего христианства и неизбежного упадка жанра в средневековье. Новые открытия, взлёт и переход к технике станковой живописи ожидали портретистов в эпоху Возрождения, затем — дальнейшее развитие в период абсолютизма и в последующие века, и «размывание» жанра в наши дни — эпоху постмодерна — всеобщего «цитирования», трансформации. Так что портрет — это, скорее, квинтэссенция образа героя эпохи, нежели чьё-то конкретное лицо. И тут как никогда важны личность художника, его творческая позиция.

— Не сочтите за хвастовство, но когда пишу автопортрет, ставлю перед собой те же задачи, работаю в том же ключе, что и Винсент Ван Гог, и Рембрандт — признаётся Данила Березовский, представивший на выставку 7 работ. — Беру зеркало, готовлю краски, кисти, палитру и задаю себе вопрос — не архаизм ли это? Не нужно ли искать что-то новое в новом веке?

Попытка творчески ответить на этот вопрос вылилась в семь разных автопортретов.

Ядро основных участников Худфонда за год совместных акций сложилось, мастера уже реализовали ряд оригинальных тематических проектов — от советского перформанса «Столетие Октября» и сюжетной «Пасхальной» экспозиции до стилизованно-ориентальной «Хокку», приуроченной к перекрёстному году культур Россия—Япония.

Е. Молчанова. «Прабабушкина шаль»
Е. Молчанова. «Прабабушкина шаль»

«Отчётная» выставка за минувший год состоялась и в мастерской Худфонда, и в залах Союза художников. Перечень проектов впечатляющий. И, наверное, не случаен, а закономерен следующий шаг инициативных мастеров: в Год театра — театрализованное открытие следующей экспозиции в Художественном музее. А в Крымском зале, где витает эхо старших киммерийцев, представлены работы великих предшественников и выдающихся современников, мечтает «повисеть» каждый живописец.

Екатерина БОРОДИНА
Фото Ксении ЕМЕЛЬЯНОВОЙ