Основные методы манипуляции общественным сознанием в СМИ

Методов манипуляции сознанием, широко применяемых в СМИ, очень много. Однако чаще всего используются следующие:

1. Внушение или «принцип стада». Применяется, когда аудитория уже подготовлена к восприятию нужной информации. При этом журналист должен убедить аудиторию в своей компетентности, чтобы она принимала всю исходящую от него информацию, не требуя доказательств и проверок.

2. Перенос частного на общее, приведение единичного факта как массового, постоянного. Например, убит видный оппозиционер. Кем и за что – неизвестно. Но СМИ надрываются в едином мнении, обвиняя власти в убийстве оппозиционера.

3. Слухи, домыслы, гипотезы, толкования. Особенно часто используются в периоды неясной или напряженной политической, экономической или социальной ситуации.

4. Метод «нужны трупы». Цель – посеять ужас и панику, а панически настроенная аудитория становится максимально управляемой.

5. Метод «страшилок». Например, меньшее зло представляется как добро, закручивание гаек объясняется предотвращением революции, гражданской войны, приходом к власти правых.

6. Замалчивание «неудобных» фактов и сильный акцент на других. Пример: вызов жалости к гастарбайтерам, трудящимся на пяти стройках, чтобы прокормить дальнюю семью в Таджикистане – и замалчивание криминальных сводок, где часто фигурируют как раз выходцы из Средней Азии.

7. Метод фрагментации, когда плотный информационный поток разделяется на фрагменты, абсолютно не связанные друг с другом. В результате аудитория, получившая разрозненные факты, не видит никакой системы и не может сформировать правильную полноценную картину произошедшего.

8. «Метод Геббельса» (многократное повторение лжи до тех пор, пока не поверят, что это правда). Многократные повторы одной и той же информации из различных источников с единой лексикой и манерой подачи. Так же работает и реклама.

9. Лжесобытия, мистификации и их последующее освещение и обсуждение. Здесь примеров масса. Расхожий пример последних лет – «распятый мальчик».

Вы еще читаете новости и смотрите ток-шоу? Тогда скоро мы вам расскажем, как противостоять технологиям зомбирования, широко применяемым в СМИ