Беспилотные авто: проблемы “мышления” роботов, путаница в терминах и дефицит информации у дилеров

Вы сможете дать точную характеристику тому, что такое “беспилотник”? На что способен этот автомобиль и как правильно его называть - беспилотный, самоуправляемый, с функцией автопилота и безводительский? На данный момент рынок беспилотников не унифицирован - а разночтения в терминах и переоценки возможностей машины могут привести к серьезным проблемам на дорогах.

Сейчас принято классифицировать все автомобили на 5 категорий.
Уровень 0 - водитель выполняет всю работу сам.
Уровень 1 - круиз-контроль.
Уровень 2 - машина держит полосу и замедляется при повышении риска столкновения.
Уровень 3 - при риске столкновения машина способна принимать “умные” решения наподобие смены полосы. Однако водители таким авто все еще будут нужны - например, на случай, если на дороге не прочерчена разделительная полоса, или если сенсоры загрязнились в силу погодных условий. Появятся первые машины этого поколения лет через пять.
Уровень 4 - машина может благополучно “рулить” самостоятельно, если только речь не идет об экстремальных условиях, а окружающая среда относительно спокойна (например, жилой район или кампус университета). Ford заявили о том, что пропускают уровень 3 и переходят сразу на 4, готовясь выпустить первые модели уже в 2021 году. Mobileye и Delphi обещают машины 4, если не 5 уровня уже к 2019 году.
Уровень 5 - водитель спокойно может уставиться в экран телефона и забыть о дороге. Именно над этим работают в Google.

В Массачусетском технологическом институте провели опрос 453 респондентов в возрасте от 20 до 69 лет, все с высшим образованием. Им было предложено оценить технические возможности 19 автомобильных систем, из которых было убрано название марки машины. В список были добавлены 4 названия систем, которых на самом деле не существует - остальные 15 же относились к тем брендам, которые уже занимаются разработкой беспилотников или планируют приступить к этому в ближайшем будущем (Tesla, BMW, Mercedes-Benz, Subaru, Nissan, Volvo, GM и Audi). Самой большой автоматизацией в пределах списка - 3 балла по 3-балльной шкале - обладают Enhanced Autopilot от Tesla, а также Highway Pilot и Traffic Jam Pilot от Audi. Наиболее знакомой респондентам системой оказалась Active Cruise Control от BMW с уровнем автоматизации 1 - о ней слышали 50% опрошенных. Уровень опознавания остальных систем колебался на весьма невысоком уровне от 9% до 31%. Впрочем, в защиту потребителей надо сказать, что сами производители тоже путаются: в прошлом году Mercedes пришлось отозвать рекламу седана Е-класса из-за того, что там машину ошибочно назвали беспилотником.

Какие, помимо рекламы, существуют каналы донесения информации до потребителей? В первую очередь, общение с менеджерами автосалонов. Однако и тут картина неутешительная. Весной 2016 года исследователи из лаборатории Agelab при Массачусетском технологическом институте посетили в роли тайных покупателей 18 бостонских салонов. Только 6 менеджеров смогли дать подробную информацию о продукте, который продают. Двое же выдали настолько некорректные объяснения, что они вполне могли бы привести к летальному исходу. К счастью, в интернете можно найти исчерпывающие и, что вдвойне увлекательно, геймифицированные сайты наподобие https://mycardoeswhat.org/ .

Беспилотник воспринимает любой объект в поле своего “зрения” как препятствие. Специалисты называют это проблемой “замерзающих роботов”: да, автомобиль будет избегать столкновения - но если он начнет в испуге шарахаться от всего на свете, он просто никуда не доедет. Выход из ситуации? Обучить искусственный интеллект моделям человеческого поведения. Образно выражаясь, научить роботов думать как люди. Донести до них понимание того, что люди - субъекты, принимающие решения, и не тождественны объектам (например, летящей через дорогу картонной коробке в ветреную погоду). Умный беспилотник будет осознавать, что людям свойственно не бросаться под колеса приближающейся машины, а останавливаться. В то же время, во внимание придется принимать всю совокупность окружающих факторов - таких как плотность движения, скорость машин на соседней полосе, близость дверей общественных учреждений. Проверку таких систем искусственного интеллекта особенно удобно проводить в Нидерландах, где на улицах полным-полно пешеходов и велосипедистов и в целом среда ориентирована не на автомобилистов.

Эксперименты по внедрению беспилотников в городскую среду США уже проводились в Бостоне, Питтсбурге, Фениксе, Сан-Франциско и Силиконовой долине, а со следующего года стартует и в Нью-Йорке. В 2018 году на Манхэттене появятся беспилотные Chevrolet Bolts, оснащенные по технологии Cruise Automation. Нью-Йорк может оказаться самым любопытным экспериментом из всех, потому что город славится своим хаосом на дорогах и наводнен туристами. Что будет, если прохожие начнут орать беспилотникам: “Ты куда едешь? Людей не видишь?”. Робот, может и видит - только он запрограммирован консервативно и знает, у кого приоритетное право движения. На этот случай машины будут подстрахованы живыми водителями. 

Разработчики ищут варианты решения проблемы на будущее, когда необходимость в одушевленном существе за рулем отпадет - Waymo, например, разработали четырехступенчатую систему торможения, которая поможет автомобилю принять оптимальное решение насчет того, будет ли безопаснее остановиться или продолжать движение со скоростью потока. Ученые в Беркли научили подопытную машину чуть сдавать назад, чтобы дать пешеходу понять: ему уступают путь. В Mitsubishi работают над световой системой, когда в знак намерения уступить дорогу будет высвечивать на землю крупные стрелки. В старт-апе Drive.ai решили устанавливать на крышу беспилотников световое табло, которое бы человеческим языком писало о намерениях автомобиля. В Google аналогичный знак размещают на бампере. Mercedes F015 выстилает перед пешеходом световую “зебру”.

Хоть беспилотники и спроектированы для того, чтобы наносить всем участником дорожного движения как можно меньше вреда - одушевленные участники не должны быть чересчур самонадеянными. Поэтому эксперты высказывают мнение, что с появлением на улицах сколько-нибудь значительного числа машин без водителей, надо...резко увеличить штрафы за переход в неположенном месте.