Энциклопедия под угрозой: кто убивает рациональное знание

30.03.2018

Человечество тысячелетиями пыталось собрать и упорядочить накопленный объем знаний. Китайцы пробовали создать прообраз современной энциклопедии, начиная с XIIв. до н.э. (а может и раньше, просто мы не знаем). Плиний Старший в Iв. взял на себя труд целого издательского коллектива и написал монументальную "Естественную историю". Мудрецы Ближнего Востока поймали волну в IX-Xвв. и засели за сотворение трудов, которые можно охарактеризовать как тематические справочники по разным отраслям знания. В XXIв. парадигма и производства, и потребления энциклопедической информации оказалась под угрозой - а все благодаря...нет, не интернету как таковому. ТВ и мобильным гаджетам.

Какой проект олицетворяет собой энциклопедическое знание в его современном виде? Конечно, Википедия. Она была основана в 2001 году, а пик ее популярности пришелся на 2005-2006 годы. Около 70.000 волонтеров писали и редактировали статьи на более чем 100 языках, и благодаря этому Википедия стала самым цитируемым сайтом всего интернета. 

Однако чтобы работать с этой энциклопедией - не читать, а редактировать - нужен компьютер. Проставлять разметку и указывать ссылки с мобильного устройства слишком сложно. В то же время, по данным Pew Research Center, большая часть трафика у 39 из 50 самых популярных сайтов мира приходится именно на мобильные устройства. В золотые времена Википедии администраторами ресурса назначались до 60 человек в месяц. В последние годы - хорошо, если хотя бы 1

Некоммерческий Фонд Викимедиа, который занимается поддержкой инфраструктуры ресурса, ищет способы сделать платформу более пригодной для мобильных устройств и, в целом, для адаптации энциклопедии к быстро меняющейся онлайн-среде. Бюджет Фонда составляет примерно $60 миллионов. Откуда берутся эти деньги? Периодически Википедия запускает краудфандинговые кампании, но за последнее время проекту больше всего помог Трамп. Нет, взносов он не делал. Просто когда его избрали президентом, его противники отчаянно перепугались за исконные американские ценности, основанные на идеях Французской революции (свобода, равенство и братство). И поспешили помочь Википедии, чтобы сохранить копилку знаний, эти ценности разделяющей.

Сравнивая эпоху Французской революции с сегодняшним днем, нельзя не обратить внимание на то, насколько изменилась парадигма влияния энциклопедического знания на общество. Три века назад энциклопедии в бумажном виде были самодостаточной силой, способной перевернуть мировоззрение целой нации. Общество, которое с каждым годом становилось все более секулярным, с восторгом скупало 35-томный труд со статьями Вольтера, Руссо, Монтескье и прочих титанов Просвещения. На первый том “Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел”, вышедшего в 1751 году, подписалось 2000 человек. Последний том под редакцией Дидро (28-й по счету) вышел в 1772 году. Через 17 лет в стране началась революция.

Сегодня влияние энциклопедий на общество перешло из области социально-политической в область культурно-экономическую. К примеру, в 2010 году в Британском музее обратили внимание на то, что трафик посетителей с Википедии на статьи о музейных артефактах в 5 раз выше трафика с собственного сайта музея. Кураторы быстро сориентировались и пригласили одного из редакторов Википедии поработать вместе с ними. Потом около 40 авторов Википедии были приглашены провести целый день в музее, в том числе в запасниках, общаясь с кураторами и фотографируя экспонаты. Целью программы было увеличить внимание общественности к музею и, следовательно, посещаемость и доходы заведения. Аналогичные инициативы по взаимодействию были у Википедии с Кокрановским сотрудничеством (некоммерческая организация, изучающая эффективность медицинских технологий), Смитсоновским институтом (научно-исследовательское учреждение с музейным комплексом), Национальным управлением архивов и документаций США и другими учреждениями. Их сотрудники проверяли точность и достоверность статей Википедии, внося свои профессиональные правки.

Однако тут пришлось столкнуться с проблемой, которая едва ли могла волновать Дидро - а именно, с авторским правом. Фонд Викимедиа выступает за свободу культурного движения, предоставляя свободу использования более чем 6 миллионов медиа-файлов из энциклопедии при условии указания источника. В лондонской Национальной портретной галерее этому возмутились: да, авторское право на сами картины уже не распространяется. Однако их репродукции продаются в галерее в виде фотоальбомов, и это приносит заведению доход. Не смейте иллюстрировать вики-статьи об экспонатах музея фотографиями экспонатов в высоком разрешении! ...Какое показательное столкновение информационных поколений. Википедия “убивает” печатные издания. Мобильные гаджеты “убивают” Википедию. Но все три поколения пока сосуществуют в едином пространстве и времени.

Насколько реально то, что Википедия станет забытым, малопопулярным ресурсом? Не пытаясь играть в предсказателей, давайте просто вспомним судьбу The Well. Это сообщество светочей зарождающегося интернета было основано в 1985 году, представляло собой прообраз будущих дискуссионных форумов и казалось столпом всемирной паутины. Продержалось на плаву ровно 10 лет, потом пошло под горку.

Проблема не столько в судьбе Википедии, сколько в падении востребованности энциклопедического знания как такового. В середине ХХ века телевидение “переключило” человеческое сознание от текста к картинке, от разума к эмоции. Картинка отменяет критическое мышление, отрицает понятие логики, не предоставляет поля для сравнений и сопоставлений. Проще говоря, не заставляет думать. Телевидение превратило коммерцию, развлечение и сенсационализм в главное топливо информационной среды. 

Интернет, как ни странно, на первых порах своего развития в 1980-е, был именно что противовесом телевидению. Интернет был посвящен текстам, но не картинкам. Он предполагал вдумчивость. Высшие образовательные учреждения по всему миру с удовольствием ухватились за эту образовательную инициативу, создавая дискуссионные группы, информационные блоги и академические рассылки. В эту почву уходят корнями и Википедия, и рекламный алгоритм Google, основанный на словах. 

Победа картинки над текстом состоялась с приходом соцсетей, и апофеозом этого тренда стал Instagram. Facebook как бы перенес принципы телевидения в интернет. Кнопка “лайк” - это не про разум, а про эмоции. Кстати говоря, в той же Википедии наибольшей популярностью пользуются статьи про телесериалы и звезд ТВ. Как отметил Ги Дебор, в докапиталистическую эпоху главным жизненным глаголом был глагол “быть”, в капиталистическую - “иметь”, а в пост-капиталистическую - “казаться”