Магазины без товаров - новый тренд оффлайновой розницы

Шоурум - такое название закрепилось за торговыми точками нового формата, которые похожи больше на клуб по интересам, чем на традиционный магазин. Раньше такой формат обслуживания клиента был закреплен в основном за автосалонами и бутиками свадебных платьев, но сейчас начал пробираться и в розничную торговлю одеждой, обувью и аксессуарами. Время покажет, станут ли шоурумы мимолетным веянием моды или войдут в наш потребительский обиход так же прочно, как некогда супермаркеты.

Шоурумы появились как альтернатива, с одной стороны, большим розничным магазинам, с другой - онлайн-шоппингу. Это достаточно компактное пространство, оформленное как нечто среднее между баром и салоном красоты. Сюда приходят не просто с прагматичной целью как можно быстрее закупиться одеждой, а с намерением приятно провести время и получить максимум внимания от персонала.

Стендов и кронштейнов с товарами в шоуруме по минимуму. Те объекты, которые выставлены в витрине и внутри магазина, выполняют, скорее, функцию украшения интерьера и привлечения внимания. Зато здесь обустроены пункты выдачи покупок, заказанных в интернете. Как бы странно это ни звучало, покупатели, пришедшие в оффлайновый-шоурум, делают покупки именно что онлайн. Почему бы им не заняться этим дома? Во-первых, в шоуруме особая, располагающая атмосфера. Во-вторых, продавцы готовы выполнить роль персонального стилиста и часами заседать с клиентом, комбинируя вещи в электронной примерочной на планшете.

В шоурумах оборудуют бары, делают маникюр, подгоняют одежду по фигуре. Более 50% миллениалов утверждают, что такой формат работы с клиентом лучше вдохновляет их на покупки, чем традиционные торговые центры. Среди поколений чуть старше количество сторонников шоурумов с 2015 года выросло с 22% до 57%.

Доходность на единицу площади у шоурумов примерно в 5 раз выше, чем у обычных магазинов. С другой стороны, базовые вещи вроде носков или однотонных футболок в них продаются плохо - востребованы более продвинутые и изысканные товары.

Владельцы шоурумов больше всего ценят в них следующие плюсы:

- низкая арендная плата (магазину, при котором нет собственного склада, не нужно большое помещение);
- количество краж минимально;
- случаи возврата товара редки;
- учет товара централизован;
- текучка кадров значительно ниже по сравнению с обычными магазинами.

В некотором смысле шоурумы - это отсылка к тому прошлому, когда часто обновлять гардероб могли только состоятельные люди. Им доставалось безраздельное внимание персонала и полный спектр доступных в те времена услуг - а простолюдины обходились латанием одежды и передачей самых носких вещей от старших поколений к младшим. Теперь благодаря шоурумам поиграть в эксклюзив может гораздо более широкая прослойка населения, оставаясь в пределах разумного бюджета. В конце концов, в нашу эпоху важнее не столько "быть", сколько "чувствовать себя".