История PlayStation на арене карманных устроиств.

07.05.2018

К портативному геймингу можно относится по разному: кто-то считает его отличным дополнением к стационарным консолям, а кто-то считает, что он изжил себя из-за игр на смартфонах. Но портативки живут, процветают и вносят иновации в игровую индустрию. И об одном из титанов индустрии мы поговорим, а именно о портативных консолях sony.

А с чего же у сони всё началось? Многие (а возможно и все) ответят что с PSP и будут не правы. Почему? Очень просто. Началось все с небольшой периферии (хотя официально портативная приставка) под названием Pocket Station для первой соньки.

Pocket Station: начало пути.

На дворе 23 января 1999 года. До анонса PlayStation 2 остается чуть больше года, но сони выпустила интересное и в то же время спорное дополнение для первой соньки. По сути данный аддон представляет из себя карту памяти на 15 блоков, но с дополнительным функционалом (Похожее было у Sega Dreamcast). С виду он был похож на тамагочи, однако он обладал интересными особенностями. С помощью этого девайся можно играть в бонусные игры (для получения дополнительных плюшек) и имело он ИК-порт не только для передачи сохранений с другого PocketStation, но и для мультиплеера в мини-игры. Также данный аксессуар планировали продавать на Северо Американском и Европейском рынках (о чем свидетельствовала заметка в британском Oficial PlayStation Magazine), но за пределами Японии он так и не вышел. Японцам не зашел данный девайс, а мини-игр вышло на нее 57 штук (больше чем у Visual memory на Dreamcast, хоть он был более распространен).

Он маленький и сильно напоминает тамагочи.
Он маленький и сильно напоминает тамагочи.

Оценить, каково это было, можно путем различных эмуляторов на PC, а так же и на PS Vita. Но если вы предпочитаете реальное железо или коллекционируете подобное, то добро пожаловать на ebay. Там за него просят порядком 15 американских президентов за голое устройство. А с коробкой и со всей макулатурой потребуют около 85 долларов. И придется учесть одно но: нужны будут игры японского региона (J-NTSC), однако болванки и алкоголь 120 вам в помощь.

Тут PocketStation работает как карта памяти. Таким же образом (записав сейв или же прохождение) записываются мини игры.
Тут PocketStation работает как карта памяти. Таким же образом (записав сейв или же прохождение) записываются мини игры.

Что на зарубежных, что на российских форумах по ретро геймингу до сих пор нет четкого понимания что это: периферия или же карманная приставка. Официально (так уж говорит википедия) это предшественница PSP. Но мое мнение - это интересное дополнение. Жаль, что распространение за пределы Японии оно не получило, однако позже мы получили куда более интересный и мощный продукт.

PSP: Восхождение на пъедистал.

Эволюция PSP
Эволюция PSP

2004 год. Сони уже вовсю успешно продает PlayStation 2, параллельно убрав сегу с рынка консолей. На рынке портативных систем вовсю правит Nintendo. Но сони, решив отхватить кусок пирога у "Большой N", на Е3 2004 представляет совершенно новую консоль PlayStation Portable (PSP). В том же году она выходит на японском рынке, а в остальном мире она вышла в 2005.

Она произвела настоящий фурор и революцию на рынке. Уже во время дебюта консоль была большим, чем просто способ поиграть в дороге и была карманным мультимедиа комбайном. Начинка была мощной и имела на борту UMD привод (который не очень удачное решение и сейчас годится на то, чтобы спрятать всякое палево или сделать заначку), WiFi, встроенный браузер, расширяемую память, стерео звук и множество других приятных плюшек. По сути у покупателей была не только вторя сонька в кармане, но и отличный мультимедиа плеер дабы не скучать в поездке. Была реализована совместимость игр с первой плойки. Да и цветовые решения были не скучными, а лимитированные издания были вообще загляденьем. А какие великолепные игры на ней были. Однако, несмотря на техническое превосходство, удобный и стильный дизайн и отличные эксклюзивы, она не смогла обогнать по мировым продажам Nintendo DS по ряду причин. Первой причиной была цена на старте. Хоть в целом старт был успешен, но цена в Японии была на 100$ больше чем у конкурента, а остальные версии были дороже чем японские консоли на 20$. Вторая причина - это UMD привод. К сожалению, хоть и решение интересное и необычное, он не подходил для портативки. В основном из-за шума и более быстрого расхода батареи во время его использования (помимо игр на данном носителе выходили и фильмы). Третья причина-дороговизна аксессуаров (ага, на нинтендо посмотрите). Такие аксессуары как: карты памяти, подключаемая камера Go! Cam (использовалась для Skype и игр с дополненной реальностью), ТВ тюнер и прочее. Однако они попытались некоторые проблемы исправить. И так вышла опередившее время, но не найдя должного отклика, модификация PSP Go.

PSP Go. Модификация, которая своей идеей опередило время.
PSP Go. Модификация, которая своей идеей опередило время.

В 2009 году, спустя 2 модификации, выходит интересная и на вид и функционалом версия приставки. Она была меньше, имела встроенные 16 гигов памяти на борту, другой формат памяти и складывающийся механизм, который позволял её нести в кармане как телефон или плеер (обычная PSP была великовата для этого). В результате пришлось отказаться от UMD привода и сделать упор на сервисы PlayStation Store и PlayStation Network. Однако, из-за этого, такую PSP не полюбили. И на то есть одна веская причина: те, кто уже купил обычную приставку не смогли перенести на нее имеющиеся библиотеку игр. Хотя такая возможность изначально была анонсирована, но из-за технических ограничений не могла быть реализована. Но владельцы европеек, имеющие ранние версии PSP, могли зарегистрировать её на PSN и бесплатно скачать 3 игры. Задумка упора на PlayStation Store хорошая, но на то время было рановато и сони вскоре вернулась к привычному форм фактору, заметно удешевив консоль за счет отсутствия WiFi, стерео динамиков, микрофона и возможности подключения к ТВ.

Моя личная PSP 3000. И да, я по сей день ее использую.
Моя личная PSP 3000. И да, я по сей день ее использую.

А как PSP чувствовала себя на рынке России и СНГ? Её ждал оглушительный успех. И этому, на мой взгляд, поспособствовало несколько факторов. Первое-у нас сони успела зарекомендовать себя как компания, которая делает восхитительные консоли (ведь многие успели опробовать первую соньку, а некоторые смогли и вторую), в отличие от Nintendo, которая запомнилась благодаря ее клону Dendy и упоминания о Super Nintendo в передаче "Денди Новая реальность" и проигрывала из-за высокой цены на момент продажи в РФ. Второй фактор-её обладание делало тебя первым парнем в классе и во дворе, однако на первых парах позволить ее себе могли лишь дети из богатых семей. И третий фактор- пиратство. После того, как PSP взломали она стала более доступной, так как теперь не надо было покупать дорогие UMD диски, достаточно иметь интернет и торрент.

PSP стала отличной системой и это одна из моих любимых портативок. Она доказала, что высокая мощность в совокупности с мощными играми и огромными мультимедийными возможностями даёт свои плоды. и 80 миллионов проданных экземпляров это отличный результат для дебюта.

А как она показывает себя в 2018 году? Ну, она до сих пор жива, так как порой всплывают игры которые были отменены на последних стадиях разработки (так, во время написания статьи, я наткнулся на Saints Row, порт которого был отменен), да и ретро гейминг и эмуляторы на ней идут отлично. Тем более для коллекции ее тоже можно приобрести и на Avito она стоит около 2500 за хороший экземпляр, но можно найти и дешевле. А какую версию брать-не имеет значения, так как они все великолепно прошиваются и скорее всего, уже прошиты.

А теперь мы переместимся в 2011 год, до официальной остановки поддержки PSP остается 2 года, а сони анонсирует sony NGP (Next Generation Porable), которая будет известна как PlayStation Vita.

PlayStation Vita: Хороша, но не получилось.

В 2011 на, PlayStation Meating, сони анонсирует свою следующую портативку PS Vita и выпускает её в том же году на рынках Японии и Китая, а остальной мир увидел ее традиционно спустя год. Люди были поражены ей, а критики по достоинству оценили новинку. В сони решили сделать PS Vita более мощной и инновационной. Железо они взяли мощнее и теперь в кармане была PlayStation 3. Также она стала гораздо удобнее за счет второго стика, которого многим так не хватало во многих играх на PSP. Также на вите присутствовали сенсорный экран и задняя сенсорная панель(хотя второе не совсем удобное решение),чтобы разнообразить игровой процесс.

Старт продаж выдался многообещающим. было много отличных игр, как на PS3, планировались запуски эксклюзивов и прочие приятные плюшки. Но позже сони отказались от различных портов и разработок мощных игр, отдав это дело независимым разработчикам, и консоль начала падать в продажах. В сони пытались исправить положение, однако ни комплекты с играми, ни Remote Play (дистанционное воспроизведение PS3 и PS4 с возможностью игры на них), ни выпущенная позже slim версия, которая была дешевле не смогли вызвать сильный ажиотаж. Причиной этого является прекращение выпуска крупных проектов для нее и бум мобильных игр.

Но не смотря на все это консоль интересная и имеет много необычных игр. также она удобна и присутствие 3G модуля делает ее неплохим игровым планшетом (в отличие от клонов на андроиде).

Моя личная PS Vita.Она удобнее, технически лучше, но не смогла в продажи.
Моя личная PS Vita.Она удобнее, технически лучше, но не смогла в продажи.

На нашем рынке консоль встретили, и также живет, весьма прохладно. Должного отклика у наших геймеров не нашла, плюс она не оправдала ожиданий. Однако, после её взлома, она ненадолго ожила. Можно ли её брать? Мое мнение: весьма спорное решение её покупки. С одной стороны, если возможно ее прошить, то получится отличный компаньон в дорогое и дополнительный аксессуар для PS4( на ней удобнее, на мой взгляд, чем на телефонах, поддерживающих Remote Play). А с другой стороны мы получаем мощную консоль, со скудной библиотекой игр, которые в твердых носителях в нашей стране редко где достанешь(тут ebay в помощь), а в PS Store дороговаты. А надо оно вам это, или нет решайте сами. На Avito и прочих барахолках стоит она порядком от 4000 рублей. А новую можно взять за 13000 деревянных.

Мои личные впечатления от PS Vita такие: удобно, качественно, но малое количество хороших игр ее испортила и можно сказать, убила. А жаль, если бы сони постарались,то она могла бы выстрелить и стать такой же легендарной, как и PSP. Но увы и ах.

Итог.

Что можно сказать о всем этом? Сони оставила неплохой след в истории игр и подарила немало инноваций на рынок. Не смотря на взлеты и провалы, консоли вышли интересными. Когда ждать следующую портативную соньку? Не известно: то ходят слухи, что разрабатывается новое поколение, то сони официально заявляет, что не собирается выпускать подобные устройства. Но если они созреют, то кто знает, может и выкатят то, что сможет покорить игроков и начать доминировать на рынке.

Ну а на этом всё. Подписываетесь на канал и ставьте лайк, ведь на нём есть и будет много всего интересного. Если вы впервые на моём канале, то можете и прочесть другие статьи, ведь они тоже интересные. Также не забывайте вступать в группу канала в ВК, ведь там вы сможете первым узнать о новых статьях, обсудить вышедшую статью, пообщаться и предложить свою тему для новой статьи. Хорошего вам настроения, отличных игр и поменьше Game Over.