ИНДИЯ ВЫРАБАТЫВАЕТ ИЗ МУСОРА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

29.03.2018

“Полуостров мусора” - так западные СМИ прозвали Индию, вторую страну по численности населения. И масштабы загрязнения действительно поражают: каждый день, по подсчетам Министерства городского развития (Ministry of Urban Development), жители страны производят 160 000 тонн отходов. Но проблема состоит не столько в объемах отходов, сколько в устаревшей системе сбора и утилизации мусора.

Несмотря на то, что официально кастовая система отменена, все еще сохраняется так называемое сословие мусорщиков или тряпичников. Эти люди и отвечают за обращение с отходами, они находятся в унизительно низком положении. Лишь совсем недавно общественные организации обратили внимание на проблему дискриминации и добились небольших изменений: теперь у этих женщин (а в основном это женщины) есть возможность для карьерного роста, они получают социальные льготы, носят специальную униформу. Однако отношение к сословию мусорщиков и отходам в целом не изменилось: в глазах населения это что-то “нечистое”. Поэтому никто не хочет наблюдать мусорные контейнеры перед своими дверями, по-прежнему состоятельные граждане предпочитают отправить прислугу на заднюю улицу с мусорным ведром. Зачем? Чтобы те выбросили помои прямо на улицу, под ноги прохожим.

Не удивляйтесь, в Индии это - норма. По словам индийского же журналиста, такой способ “утилизации” традиционный для страны: раньше отходы очень быстро превращались в пыль под лучами палящего солнца. Все изменилось с появлением пластиковой тары, одноразовой посудыы и прочих признаков эпохи потребления. Мусор теперь лежит годами на дороге и по обочинам, плавает в сточных ямах и священных реках - настоящий мусорный коллапс. То же мы наблюдаем и в сфере централизованного обращения с отходами: те жалкие 25% от общего объема мусора, которые собирают местные власти, свозятся на полигоны ТБО. Индийские полигоны - это отдельная тема для отдельной научной статьи, ведь свалки здесь растут не вширь, а вверх и достигают таких размеров, что диспетчерам аэропортов приходится их учитывать при планировании полетов. Вся эта гремучая смесь в виде ядовитого фильтрата попадает в почву и воду, затем - по цепочке кругооборота ресурсов в природе - обратно на стол индийцам. Возможно, поэтому все туристические гиды настоятельно советуют не покупать еду на улицах индийских городов.

Попытки реорганизовать отрасль, вернее, создать ее с нуля, предпринимались властями неоднократно. Так, 2014 год премьер-министр Индии Наренда Моди объявил “Сваччх Бхарат” (“Чистая Индия”). Акция включала в себя не только конкурс на освоение доступной и эффективной технологии, но и массовую кампанию для граждан. Каждый житель страны должен потратить по 100 часов на уборку улиц в родном городе, а затем привести еще 9 друзей и знакомых. Этакий сетевой маркетинг в экологии. Итогом акции должен стать “День чистоты” 2 октября 2019 года, когда Индия отметит 150-летие лидера национально-освободительного движения Индира Ганди.

Что касается технологий, то индийцы, как и большая часть цивилизованного мира, решили присоединиться к международному проекту “Waste to Energy”. Это доступный способ в короткие сроки значительно уменьшить объемы отходов, не нанося вред ни человеку, ни окружающей среде. Индийцы только осваивают концепцию, поэтому пока на территории страны действуют лишь несколько заводов, но к 2019 году в работу должны запуститься еще несколько предприятий. Сейчас идет обсуждение проекта строительства самого большого завода по переработке отходов в энергию Narela-Bawana в Нью-Дели. Предполагается, что завод будет перерабатывать 2 000 тонн отходов в день в 24 МВт, которые будут поставляться по особому, “зеленому” тарифу оптовым покупателям электроэнергии. В дальнейшем эксплуатирующая компания планирует укомплектовать предприятие еще одной мусоросжигательной установкой, которая увеличит пропускную способность завода до 4 000 тонн отходов в день. Кроме того, на Narela-Bawana опроббируют новую для Индии технологию выработки энергии из биогаза.

#ЭнергияИзОтходов