Авто легенды СССР: Волга ГАЗ 3110

29.03.2018

Срочно требуется модернизация.

Кмоменту распада Советского Союза большинство отечественных автозаводов, выпускавших легковые автомобили (ВАЗ, АЗЛК, ЗАЗ, СеАЗ), начали производство абсолютно новых моделей. И только Горьковский автозавод отставал. Конечно, работы по обновлению модельного ряда вели и здесь, автомобили модернизировались и приобретали новые потребительские качества. Существовали даже перспективные наработки - чего стоила одна только ГАЗ-3105 "Волга" со всеми ведущими колёсами. Правда, запустить эту машину в производство так и не успели, а после развала СССР дорогой номенклатурный автомобиль - он позиционировался как альтернатива "Чайке" и предназначался в основном для служебного пользования - оказался никому не нужным, и толковой замены обычной "Волге" не нашлось. Вставая на конвейер в 1992 году ГАЗ-31029 от "двадцать четвёртой" ничем принципиально не отличалась. У неё лишь обновились некоторые кузовные панели и салон. При этом многие элементы были заимствованы от ГАЗ-3102, ведущей свою историю с 1981 года. В общем, ничего нового.

Впрочем, тогда подобные казусы не слишком беспокоили заводчан. По всем отраслевым стандартам они достойно справились со своей задачей и удачно обновили базовую модель. Это подтвердили покупатели: серийные "Волги" после 1991 года расходились, как горячие пирожки, только успевай печь. Конвейер работал в три смены и с трудом покрывал ажиотажный спрос. Желающих приобрести "Волгу" (самый престижный автомобиль в СССР) оказалось предостаточно. В советское время, чтобы купить машину, надо было записываться в очередь и несколько лет ждать. А на "Волгу" к тому же действолали определённые квоты, что ещё больше усложняло процесс. В результате на "чёрном рынке" автомобили "Волга" иной раз уходили по двойной цене. И как только они поступили в свободную продажу, спрос на них превысил все мыслемые ожидания. Но так продолжалось не долго. Во-первых, качество автомобилей "Волга" заметно снизилось - это были уже не те машины, которыми славился Советский Союз. Производители в сложных экономических условиях пытались экономить на комплектующих и материалах, что заметно отражалось на качестве конечной продукции. Зазоры кузова на "Волге" толком не подгонялись, машины красили без грунтовки, что вызывало катастрафически быструю коррозию, ржавчина появлялась уже через год после начала эксплуатации. Во-вторых, страну заполнил автомобильный "секонд-хенд" из Европы и Японии. По цене зарубежные машины с пробегом были сопоставимы, с новыми отечественными автомобилями, а по надёжности, комфорту и удобству значительно их превосходили.

Какое-то время "Волга" ещё держалась на плаву за счёт своего номенклатурного статуса, но вскоре чиновники стали пересаживаться на иномарки, и "Волге" пришлось довольствоваться имиджем большого семейного автомобился. Но и в этом качестве она чувствовала себя неплохо. По стоимости "Волги" практически сравнялись с малолитражками, а по выносливости и ремонтопригодности им не было равных. Большой опыт ремонта и восстановления этим машин был накоплен в таксомоторных парках.

Казалось, со сбытом "Волги" дела обстояли неплохо, но на Горьковском автозаводе многие понимали, что это временно: очень скоро потребитель начнёт отказываться от устаревших машин. Автомобилю срочно требовалась глубокая модернизация. Освоенная в производстве в 1994 году "Газель" обеспечила ГАЗу относительно стабильное финансовое положение, и завод получил возможность всерьез занятся своими легковыми автомобилями.

Одновременно с конструированием и внедрением новых узлов велась частичная модернизация легкового производства: была создана новая линия сборки и сварки основания кузова, на которой установили 38 роботов KUKA. Параллельно было разработано и изготовлено около 6000 единиц инструментальной оснастки, 128 пресс-форм для оригинальных пластмассовых деталей. Вцелом подготовка производства новой модели обошлась заводу в 150 млн. долларов.Многие новые агрегаты по мере готовности внедрялись на машинах текущего семейства ГАЗ-31029. Поэтому, некоторые владельцы ГАЗ-31029 выпуска 1996-1997 годов обнаруживали на своих машинах новые детали, которые по идее относились к новой модели, в том числе 15-дюймовые колёса, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, гидроусилители рулевого управления и т.д.

Внешние акценты

Обновлённая 3110 внешне заметно отличалась от предшественницы, хотя центральная часть кузова недвусмысленно указывала на прямое родство и ГАЗ-24 образца 1968 года.

Спереди "Волга" получила новый капот и ноздреватую решётку радиатора (то ли с намёком на BMW, то ли на Lancia), которые существенно преобразили её облик. К сожалению, по финансовым причинам единственное отличие фар заключалось лишь в прозрачных рассеивателях указателей поворотов. Корма обновлённой волги изменилась радикально.

На предыдущих "Волгах" был неудобный багажник, здесь же крышка багажника опустилась почти до самого бампера, и укладывать в него груз стало намного легче. Сзади у автомобиля появились новые фонари с глубокой пластмассовой нишей под номерной знак: как ни странно, именно задние фонари стали самым ярким внешним отличительным признаком новой "Волги".

Салон

Основные изменения коснулись салона автомобиля. Создателям "Волги" пришлось серьёзно подойти к вопросу обновления салона. Прежде всего, на машине полностью обновилась панель приборов из пеназаполненного (мягкого) пластика с комбинацией приборов в едином блоке под глубоким округлым козырьком. Наконец комбинация приборов обзавелась тахометром. При это остальные стрелочные приборы остались на приборной панели, хотя в современных автомобилях того времени от стрелочных амперметров и указателей давления масла отказывались. Конструкторы оригинально разместили блок предохранителей под декоративной накладкой с надписью "Волга" над бордачком.

Намного удобнее стали передние сиденья с боковой поддержкой и регулируемым валиком в поясничной области спинки. Между ними появился подлокотник с пространством для мелких вещей.

Агрегатная часть

Существенные изменения затронули и агрегатную часть. Прежде всего, это касается 16-клапанного инжекторного двигателся 3М3-4062.10 объёмом 2,3 л с микропроцессорной системой управления впрыском и заявленной мощностью в 150 л.с.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Авто Легенды, чтобы не пропустить новый материал.

Вам так же может быть интересно:

Авто легенды СССР: Москвич 407