Люди - такие разные и такие одинаковые.

06.04.2018

Внимание! Наши культурные различия существуют даже за пределами Земли! Это не шутка и не наркоманский бред. Я расскажу об этом чуть позже, а пока попробуйте окунуться в эксперимент, проведённый психологами Хижун Ким и Хейзел Маркус (1999):

Представьте себя в зале аэропорта. К вам подходит девушка и просит заполнить анкету.
Вы заполняете страницы и в знак благодарности можете выбрать один из протянутых вам карандашей.
Один карандаш – оранжевый, четыре других – зелёные.
А какой выберете ВЫ?

Содержание анкеты в данном эксперименте не играет никакой роли, акцент ставится на последующем выборе человека. Если человек воспитан в индивидуалистичной культуре (США, Западная Европа…), то вероятно выберет оранжевый карандаш, если в коллективистской культуре (Страны Азии, Африки…) - предпочтение отдаст зелёному. Подобные эксперименты проводятся в рамках кросс-культурной психологии – области, позволяющей увидеть поведение людей разных культур и сравнить его друг с другом. Мы часто с вами можем услышать о различии между Западом и Востоком. Что западный человек ориентирован на независимость, на реализацию своих целей, на личный успех. Девиз «Быть не таким как все», скорее всего, подойдёт человеку Запада. Восточный же человек определяет себя через связь с другими. Для него важны социальные отношения и идентификация себя с той или иной группой. Углубившись в сравнения людей нашей планеты, мы увидим, что даже восприятие и память могут зависеть от нашей культуры. Исследование, проведенное под руководством психолога Ричарда Нисбетта (2001) показало следующее: японцы в отличие от американцев больше фокусируются на общем контексте картины, видят её целостно. Для них фон при запоминании играет такую же большую роль, как и отдельные фигуры. Американцы же фокусируются только на отдельных фигурах картины.

Обнаружены различия и в сфере социального восприятия. Западный человек, глядя на хмурого бармена, может моментально навесить на него ярлык: «Злой» или «Непрофессионал». Это называется фундаментальная ошибка атрибуции – ошибка мышления, при которой мы оцениваем людей без учёта конкретной ситуации и без учёта возможных причин такого поведения. У западных людей она выражена сильнее, чем у восточных. Коллективисты могут подумать о причинах хмурости бармена и предположить следующее: «Наверное, его оскорбил посетитель или обругал начальник за разбитую бутылку дорогого алкоголя».

Как я говорил ранее, культурные различия существуют и за пределами нашей планеты. Речь идёт о космонавтах на Международной Космической Станции (МКС) и о таком космическом эксперименте, как «Взаимодействие – 2». (Прошу прощения, если кто-то хотел услышать про сравнение инопланетян и землян). Использовав классификацию ценностей Шварца, исследователи выявили доминирование групповых ценностей у российских членов экипажа. Стоит отметить, что наиболее важной категорией для всех участников -космонавтов оказалась такая ценность как Доброта, включающая в себя такие характеристики, как «дружелюбный, искренний, неконфликтный, работающий на благо других, преданный (друзьям, группе)» .

Экипаж МКС
Экипаж МКС

Мировоззрение, память, восприятие - что же ещё? Культурально-обусловленные синдромы! Это поведенческие синдромы, характерные для определённой культуры. Например, Амок (безумный агрессивный бег) встречается у жителей Филиппин и Малайзии, а синдром Коро (страх, что пенис может втянуться в брюшную полость, и ты от этого умрёшь) встречается в Китае и Вьетнаме. Вот так вот!

В конце, хочется добавить, что не смотря на многие различия, сходств у людей гораздо больше. Помните об этом, Homo Sapiens!