Теория фрактальности. Практический аспект применения в фотографии.

29.03.2018

Все во вселенной создано по аналогии. Все кажущееся многообразие образов окружающей среды, все бесчисленные формы, которые принимает живая материя вокруг нас, в конечном итоге ведут к изначальным элементам скомбинированным по единому закону построения Мироздания.

Фрактальность – это разномасштабная самотождественность. То, что возникает в микромасштабе повторяется в макромасштабе, сохраняя во всех элементах черты того плана, который изначально был заложен. И снова повторяется, не теряя способности развиваться до безконечности.

Если перевести все это на простой человеческий язык, то фрактал, это часть изображения, которая повторяет себя во все меньшем и меньшем масштабе.

Когда мы говорим о фрактальности мы постоянно говорим о масштабе. Микромир и макромир словно соединяются и ты не всегда можешь сразу распознать, к какому из них относится тот или иной объект, потому что суть их построения тождественна. Кадры аэрофотосъемки горных хребтов Норвегии и тропических рек почти в точности повторяют абрисы ветвей деревьев и еще дальше, отдельных листочков.

Глядя на эти изображения невозможно не проникнуться мыслью, что план создания крохотного листика и гигантского региона земной поверхности – изначально един.

Галактика в космосе закручивается по той же схеме что и ракушка моллюска в море, и ураган над земной поверхностью.

Естественно человек испокон веков замечал это повсеместное подобие форм и активно использовал его в своем творчестве. Архитектура показывает нам множество выдающихся примеров фрактальных структур.

Знаменитая Саграда Фамилия Гауди потрясающее нагромождение саморазвивающихся элементов.

В изобразительном и декоративном искусстве так же можно найти массу характерных деталей указывающих на фрактальную сущность построения изображения, пусть даже древние художники и не всегда отдавали себе отчет, какой именно принцип композиции они используют.

Вот, например, в традиционной японской гравюре схематичное изображение крон деревьев почти точно воспроизводит одну из фрактальных схем.

Изображения построенные на принципе фрактальности массово используются в современной компьютерной графике, особенно для создания футуристических проектов, фантастических изображений и фэнтези картинок. Будущее многим художникам почему-то представляется именно таким. Блокбастер Матрица сыграл в укреплении этого имиджа свою не последнюю роль.

Одним из новейших направлений современного искусства стала работа с помощью 3-d принтеров трансформирующих компьютерные модель в реальные 3-d объекты. . Восхитительны работы например швейцарского архитектора и программиста Майкла Хансмаера, который выполняет фрагменты интерьера и скульптуры этим способом. Превращая технологию в реальные произведения искусства.

Однако вернемся к фракталам. Первую теоретическую основу для этого явления мироздания создал древнегреческий математик Пифагор и его пифагорово древо до сих пор используется в расчетах фрактальных систем в компьютерном программировании. Для того чтобы построить пифагорово древо Начнем с единичного квадрата. Затем, считая одну из сторон основанием, построим прямоугольный треугольник с гипотенузой на стороне, противоположной основанию, и с соотношением сторон 3:4:5. Построим квадраты на катетах треугольника.Повторим эту процедуру для обоих квадратов. В результате фигура, полученная после бесконечного числа итераций, является Пифагоровым деревом.

Однако, то же самое можно сделать и не столь математично, бесконечно повторяя у-образную форму во все меньшем и меньшем масштабе. А если еще и внести некоторое артистическое разнообразие тональной проработки веточек и направления их движения, то можно уже выйти на вполне интересный арт-объект.

Вот именно эти артистические интерпретации основного принципа как раз и дают нам возможность поиска художественной выразительности работ с использованием явления фрактальности.

В последующие века исследования Пифагора развили выдающиеся мыслители Возражения математик Фибоначи, выявивший последовательность чисел названную впоследствии его именем, которая так же раскручивает спираль подобную пифагорову древу, и Леонардо да Винчи, широко использовавший свой принцип Золотого сечения в изобразительном искусстве. Все эти исселедования приводят к одному единственному идеальному пропорциональному соотношению 3/8 – 5/8

Подробно о практическом использовании золотого сечения я рассказываю на своем вебинаре по композиции, и если вы хотите подробно разобраться в его принципах я приглашаю вас пройти по сслыке в описании этого ролика, сейчас же нас больше интересуют фракталы.

Пропорциональное соотношение каждого последующего фрактала к предыдущему должно в идеале соответствовать все тому же ключевому соотношению 3/8 – 5/8 или в упрощенном варианте 1/3, однако на практике в реальной жизни нет необходимости бегать с линейкой к своему объекту творчества, выверяя его пропорции. Принцип фрактальности хорошо работает в визуальном контексте даже без соблюдения строгих канонов. И я предлагаю убедится в этом на множестве перекрестных фотоснимков.

Семейная фотосъемка предоставляет неисчерпаемое количество вариантов использования рассматриваемого нами принципа уже лишь по тому, что сама концепция семьи это уже фрактальная система, и визуально это превосходно отражают эти снимки. особенно многодетные, с детьми погодками семьи семьи в полном составе создают идеальные композиции наполненные любовью и уютом. Усилить воздействие принципа масштабно уменьшающихся подобных объектов поможет специально подобранная похожая одежда это дает изображению монолитность, гарантирует стилистическое единство.

А вот такая идея еще и с большим юмором подходит к теории фрактальности.

В отличии от серии фотографий студентов лондонской академии фотографии, раскрывающей острые проблемы общества потребления на них изображены семьи в кучах мусора, накопленного семьей за неделю. Для нас же важно понимание того, как множество мелких элементов вокруг композиционного центра создают целостный образ. Несмотря на то, что каждый предмет мусора не похож на другой, все вместе они объедены общим смыслом, что это именно мусор и читаются в изображении они именно как фрактальная последовательность подобных элементов. То есть подобие не обязательно должно быть понято буквально, оно может быть смысловым.

Хотя, конечно, проще всего создавать такие композиции именно с объектами максимально одинаковыми, и различающимися лишь размерами. Как вот на этом снимке фрактальность подана буквально и весьма эффектно.

Интересна игра масштабом пространства в работах с архитектурным уклоном. Как видите возможности для игры в визуальные эффекты масштабирование объектов предоставляет очень большое и вы можете взять себе на заметку понравившиеся вам идеи. Но этим возможности фрактальности не исчерпываются. Если несколько расширить рамки и посмотреть на данный принцип с более вольной, художественной точки зрения, то практически любые объекты в кадре можно использовать для композиционных эффектов в стиле фракталов Как например в этом потрясающем снимке гения фотографии Аведона.

А вот это уже Брюс Вебер, мастер групповых романтических портретов смело

масштабирует лица и ракурсы своих моделей создавая живое и чувственное изображение.

Его же композиционная группа еще и в сумасшедшем движении.

Дети бегущие за крупными фигурами переднего плана идеально гармонично вписываются в композицию в качестве подобных фигур второго плана.

Серия фотографий с юными балеринами Патрика Демаршелье идеально демонстрирует выразительные возможности фрактального изображения выполненного талантливым мастером Здесь так же подобные друг другу фигуры балерин не являются композиционным центром кадра, но создают интересный ритм и рисунок поддерживающий его.

Надеюсь я смогла донести до вас основную мысль, которую я хотела бы вложить в этот небольшой урок. Для того чтобы создавать интересные и неординарные снимки порой стоит посмотреть по сторонам в поисках подобных, но разномасштабных элементов, грамотно расположенные в кадре они всегда создают динамичное и свежее впечатление словно готовое развиваться снова и снова выходя за пределы кадра. именно это является основной чертой фрактальных систем – способность к бесконечному развитию. Используя их в своих работах вы словно заимствуете себе эту удивительную черту, обретая возможность придать больше жизни и динамизма своим снимкам. А это, согласитесь, никогда не лишне.

____________________________________

Подписывайтесь на мой канал в telegram

Саморазвитие | Духовный рост

Я на facebook

Я вконтакте

Я в instagram