Прессинг

При Платагенетах и Тюдорах в Англии был не только прессинг людей, но и прессинг.... кораблей.
Смысл был такой - королю для войн или походов требовались корабли. Но! Во-первых, нанимать корабли у купцов - довольно дорого, так, в 1400-х годах существовали такие расценки - 2 шиллинга за меру веса (tun - бочка, отсюда, кстати, слово tunage/tonage, то есть если на корабль помещается 300 бочек - то это 300 раз по 2 шиллинга), либо 6 пенсов за фунт товара (вот сколько фунтов помещается на корабль - столько раз по 6 пенсов будь добр выложить). Если взять обычное 100-тонное (то есть это мера вместимости, не объем - корабль, на который помещается 100 бочек) судно, то плата за него составляла 200 шиллингов или 10 фунтов. Учитывая, что Тюдоровский фунт стерлингов - это 373 грамма серебра - нехилая такая плата - 3, 73 кг серебра, согласитесь!
Понятно что у короля на найм большого количества кораблей таких денег не было.
Проблема вторая - найм кораблей осуществлялся на определенный срок. Скажем, на три месяца. А если война на больше затянется? Ну, дык, дорогой друг, расчехляй опять казну свою и плати!
Но, как мы все знаем, англичане мастера по части юридических уловок. Поэтому перед большой войной король создавал так называемые "прессинговые комиссии" (comissions of impressment). Комиссией назначался чиновник, ответственный за прессинг, и выделялись войск. Далее чиновник прибывал в порт, и реквизировал те корабли, которые приглянулись. Но не бесплатно - за фиксированную плату, которая была в разы ниже обычной. Ну например - фунт за три месяца. Ах да, купцы, у которых были реквизированы суда, были обязаны их оснастить и укомплектовать. Коль не смог - сделает это король, но вычтет с тебя за это деньги, можешь еще и должным остаться.
В общем, получалось примерно так (письмо короля своему чиновнику от 1206 года): «Так как ты дорожишь нашей честью и миром нашего королевства, то, как только ты получишь это письмо, ты тотчас же без промедления посети Саутгемптон, Портсмут, Ярмут и другие порты этого района. Там ты арестуешь все корабли, годные для нашей экспедиции и способные нести восемь лошадей или более, и снабдишь их хорошими матросами за наш счет. Затем они должны быть посланы в Портсмут без промедления, и прибыть к началу недели после Троицына дня (20 мая) или ранее, если возможно. Каждый корабль должен быть снабжен сходнями и переносными барьерами. Также должен быть составлен список, указывающий имена владельцев, количество матросов и то, как много лошадей может нести каждый корабль. Если какой-либо из них загружен товаром или еще чем-нибудь, ты должен его разгрузить и послать к нам на службу за наш счет, как выше оговорено».
Ясен пень, что такие действия властей очень бесили купцов, и дело не раз близилось к бунту, поэтому короли очень часто были вынуждены уменьшать свои требования, иногда в ущерб обороноспособности страны. Ну а на свободный найм банально не хватало денег. Эдуард IV ("шесть футов мужской красоты") нехило потратил на это свою казну, и после него денег в казне почти не осталось. Кстати, именно этим объясняется то, что Ричард III не смог перехватить флот Генриха Тюдора (снаряженный на французские деньги), и в результате пришлось решать вопрос о короне при Босуорте ("Коня! Полцарства за коня!")
Ну и еще. Понятно, что в случае прессинга купцы старались отдать самые плохие, самые мелкие свои корабли и суда, что сказывалось на силе королевского флота.