КГА потребовал от аэропорта Алматы прекратить таймшер-безобразие

29.03.2018

«Пропуска отобрать, закон – исполнить!» – так можно охарактеризовать реакцию Комитета гражданской авиации на просьбу «Мегаполиса» прокомментировать проведение рекламных акций в международной зоне аэропорта Алматы, расположенной за пограничными и таможенными постами.

Уже пару лет гости аэропорта Алматы нередко наблюдают одну и ту же картину: девушки с небольшими рекламными проспектами и вопросниками рассказывают отдельным пассажирам о прелестях таймшера, выспрашивают у людей контактные данные и прощаются со словами: «Если вы выиграете турпутёвку в нашей лотерее – мы вам позвоним!» И звонят.

Подробности таких лотерейных удач в СМИ описываются регулярно. Только «Мегаполис» написал об этом с десяток статей («Капкан для туриста» от 26 ноября 2012 года, «Хотите отдохнуть? Готовьте выкуп!» от 3 мая 2010 года и т.д.), а на блог-платформах и форумах Казахстана периодически появляются посты с говорящими заголовками «Как мошенники попадают в аэропорт Алматы?», «Бесплатный сыр за 367 тысяч». В сентябре «Мегаполис» вновь столкнулся с работниками таймшер-компании в аэропорту Алматы – сделав несколько видеозаписей, мы отправили запрос в Комитет гражданской авиации и прокуратуру с просьбой разъяснить: насколько это законно? На каком юридическом основании чисто коммерческие организации да ещё не с самой лучшей репутацией попадают фактически в заграничную зону аэропорта, проходя пограничные и таможенные посты?

ВСЁ ПО ЗАКОНУ. И ВСЁ ПРЕКРАТЯТ

Ответ Бекена Сейдахметова, председателя Комитета гражданской авиации (КГА), немного удивляет – с одной стороны, действия коммерсантов за пограничной зоной вроде бы законны, но… В соответствии с законом КГА потребовал от аэропорта Алматы прекратить это таймшер-безобразие:

«Согласно Инструкции по авиацион­ной безопасности гражданской авиации РК допуск на территорию и объекты международных аэропортов Казахстана осуществляется по пропускам установленного образца. Сторонним организациям, осуществляющим свою деятельность в аэропорту, пропуска выдаются после заключения договора на основании писем-заявок, согласованных с Комитетом национальной безопасности и при необходимости с таможенными органами…

АО «Международный аэропорт Алматы» заключен договор с ТОО «CentralAsiaContinental» на проведение промо-акций, которые включают в себя раздачу рекламных листов и устное информирование потенциальных покупателей о деятельности этой компании…

Согласно условиям договора, представители ТОО имеют право находиться в залах вылета внутренних и международных рейсов. Разрешение на осуществление данной деятельности было согласовано с отрядом пограничного контроля «Алматы» и таможенным постом «Жетысу»…

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 92 Инструкции при принятии решения о выдаче пропусков основным критерием для выдачи пропуска является непосредственное участие лица в технологическом процессе деятельности аэропортов.

В этой связи комитетом дано указание от 26 ноября 2013 года в АО «Международный аэропорт Алматы» о необходимости отозвать до 30 ноября и изъять ранее выданные пропуска, дающие право на проход в контролируемую зону аэропорта у сотрудников сторонних организаций, не участвующих в аэропортовой деятельности. Информацию о результатах предоставить в управление авиационной безопасности Комитета гражданской авиации до 3 декабря».

КТО НАРУШИТЕЛЬ?

Формально инцидент вроде бы исчерпан – промо-акции будут прекращены, если только аэропорт Алматы не ослушается КГА. Но вопросов становится ещё больше. Если КГА использует как аргумент пункт 92 из Инструкции по авиационной безопасности, то АО «Международный аэропорт Алматы» и отряд пограничного контроля «Алматы», таможенный пост «Жетысу» этот же пункт ранее игнорировали и нарушали, выдавая пропуска коммерсантам.

Сколько стоит получить пропуск в зону аэропорта за погранпостами, «Мегаполису» узнать не удалось. Но, думается, это и есть ответ на вопрос о том, как администрация аэропорта Алматы, погранотряд «Алматы» и таможенный пост «Жетысу» нашли общий язык и дружно проигнорировали Инструкцию по авиационной безопасности, на которую теперь уповает Комитет гражданской авиации.