Стоит ли доверять туристическим таймшер-компаниям?

29.03.2018

Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристической ассоциации: Не верьте таймшерам

Стоит ли доверять туристическим таймшер-компаниям? Кто виноват в задержках вылетов в Турции? Должны ли турфирмы страховать своих туристов? На эти и другие вопросы наших читателей на “прямой линии” отвечает директор Казахстанской туристической ассоциации Рашида Шайкенова.

Башир Файзуллин, Алматы:

Мы с супругой в феврале выиграли турпутевку в компании “Сид Турес”. Тогда мы не могли поехать - решили отложить на лето. Нам сказали, чтобы мы заплатили 50 тысяч тенге за бронь. Но сейчас у нас тоже нет возможности поехать за границу. Поэтому мы попросили свои деньги назад, но нам их не возвращают. Как быть в этой ситуации?

- К сожалению, вы попались на весьма распространенную завлекаловку туристов. Таймшер-компании (timeshare - международная система обмена отдыхом среди совладельцев курортных отелей клубного типа. - Р.Б.) сильно расплодились в Казахстане в последнее время. Они зарабатывают на неосведомленности туристов и их доверчивости. Вот их отличительные признаки: во-первых, агрессивная политика менеджеров, которые не просто уговаривают прийти к ним, а буквально заставляют вас это сделать. Во-вторых, обязательное условие - чтобы вы пришли с супругом или супругой. В-третьих, вас уговаривают подписать договор, не дав времени на его изучение. Кстати, в этом документе обычно указывается, что клиент заключил договор не с этой турфирмой, а с каким-нибудь иностранным туроператором, что позволяет компании не только не нести перед вами никакой ответственности, но и при возвращении денег удержать с вас энную сумму за свои услуги. Этим они и зарабатывают. Это самый настоящий сетевой маркетинг. У вас есть два пути: добиться от них выполнения обязательств либо обратиться в суд.

Августина Солодова, Алматы:

Была как-то на презентации клуба семейного отдыха, который предоставляет туры в 90 стран мира. Было сказано, что эти туры можно передавать по наследству. Причем их нужно было купить сразу же. Для этого представители фирмы даже предлагали бесплатное такси, чтобы съездить домой за деньгами. Это реально работающая сеть или же обычный “лохотрон”?

- Это “лохотрон”. Подобные турфирмы хорошо зарабатывают на нас с вами. Это больной вопрос, который должны решать не только мы, но и Комитет по туризму Минтурспорта, общества по защите прав потребителей… Государство должно реагировать на подобные “лохотроны”. Но и от людей многое зависит. Не надо думать, что вам кто-то что-то даст бесплатно. Россия уже давно запретила так называемые таймшер-компании. Но сейчас эта волна докатилась до Казахстана. Менеджеры таких компаний проходят очень хорошую психологическую подготовку: они просто не выпускают людей, не добившись от них желаемого. Мы будем настаивать на запрете выдачи лицензий таймшер-компаниям. Этот бизнес принял извращенную форму, которая заключается в обмане потребителя.

Сейдуаль Жакенов, Алматы:

Недавно 8 человек погибли в ДТП, когда на автобусе возвращались с Иссык-Куля. Водители постоянно торопятся, чтобы успеть на границу и попасть в Казахстан до часа ночи, так как в противном случае переход границы затянется на несколько часов. Причем киргизы проверяют наших туристов быстро, а вот наши пограничники затягивают этот процесс, как только могут. Почему вы ничего не предпринимаете? И почему наши турфирмы отправляют автобусы на Иссык-Куль только ночью?

- Вопрос очень актуальный. В минувший четверг вечером мы - группа туроператоров и журналистов - выехали в Киргизию, чтобы разобраться с проблемой задержек на границе. Люди ждут по два-три часа, прежде чем получат возможность перейти пограничный рубеж. При этом на границе нет ни туалетов, ни кафе, ни даже места, где можно просто посидеть. На киргизско-казахстанской границе - четыре пропускных пункта: на Кордае, Черной речке, Дунларовском мосту и еще один пункт неподалеку от него. Выяснилось, что все казахстанские автобусы с туристами едут через Черную речку. Оттого там и заторы. Как объясняют водители автопредприятий, обслуживающих туроператоров, этот маршрут для них удобен, так как они сокращают 30 километров и там можно выскочить сразу же на объездную дорогу, где нет дорожной полиции. Возмущает то, что перевозчики нисколько не думают о пассажирах. Сейчас мы будем разбираться в этой ситуации.

Другая проблема - пограничники. Киргизы выпускают из страны очень быстро. Они проверяют документы прямо в автобусе. У нас же сначала таможенники делают досмотр багажа, затем водитель должен подписать специальный “бегунок”, позволяющий ему выехать из Казахстана, и после всего этого туристы еще должны пройти пограничный пункт. А там всего три сотрудника. Мы хотим сейчас обязать автоперевозчиков ездить в Киргизию не только через Черную речку, но хотя бы еще и через Кордай. Кроме того, мы намерены обратиться в Министерство туризма, чтобы оно упростило процедуру выезда туристов из Казахстана. Что касается отправления автобусов из Алматы на Иссык-Куль исключительно ночью, то это объясняется невозможностью вырваться днем из города из-за пробок.

Селина Капарова, Астана:

В каких странах существует безвизовый режим для граждан Казахстана?

- В Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, России, Киргизии и Узбекистане. В Малайзии и Турции можно находиться без визы до 1 месяца, в Молдавии - до 90 дней, в Монголии и на Украине - до 3 месяцев.

Зинаида Семенова, Алматы:

Я собираюсь ехать на Алаколь. Должна ли турфирма страховать своих клиентов, путешествующих внутри страны? Будет ли она нести ответственность, если отдых окажется неудачным?

- Существует два вида страхования: обязательное (для выезда за границу) и добровольное (для поездок внутри страны). К сожалению, зачастую казахстанцы страхованием пренебрегают. Да и турфирмы порой не выполняют своих обязанностей по обязательным видам страхования. Каждая туристическая компания обязана предлагать своим клиентам страхование - в том числе и для внутреннего туризма, так как путешествовать сегодня небезопасно. Поэтому я рекомендую всем требовать страховку, даже если вы едете на Капчагай.

Мария Карелина, Алматы:

Очень часто наши граждане, выезжающие в Турцию, на обратном пути вынуждены по несколько часов сидеть в аэропорту из-за задержки или переноса рейса. В итоге они несут большие расходы. Кто должен компенсировать эти убытки - туристическая фирма, у которой приобретались путевки, или же турецкие авиакомпании? И что вы посоветуете людям, попавшим в такую ситуацию?

- Если вы летите чартерным рейсом, то ответственность за задержку лежит исключительно на туроператоре. А когда пользуетесь регулярными рейсами - компенсировать ваши убытки должна авиакомпания. Если вы попали в такую ситуацию, то обзаведитесь необходимыми доказательствами задержки рейса. Любое письменное подтверждение поможет вам получить компенсацию.

Константин Петров, Алматы:

Когда у нас появится прямой авиарейс на Иссык-Куль?

- Недавно я разговаривала с вице-президентом национального авиаперевозчика. К сожалению, компания не имеет сейчас возможности осуществлять сезонные рейсы на Иссык-Куль. Вполне возможно, этим заинтересуются более мелкие авиакомпании.

Сергей Щепкин, Алматы:

На Капчагае творится полный бардак: сервиса никакого, везде грязь, пляжи в ужасном состоянии. При этом цены заоблачные. Что вы делаете для того, чтобы решить эту проблему?

- Владельцы капчагайских зон гонятся за выгодой, пренебрегая собственной репутацией и клиентами. Мы пытаемся с этим бороться, но одних наших усилий недостаточно. Предприниматели должны понять, что с такой позицией завтра они вообще останутся без клиентов. Кроме того, качеством сервиса на Капчагае должны заниматься и сертифицирующие органы. Но проблема в том, что в них тоже нет профессиональных сотрудников.

Руслан Бахтигареев zakon.kz