Планировка и мерчендайзинг

Итак, вы подобрали помещение, готовите магазин к открытию, собираетесь обустраивать торговый зал. На данном этапе самое время задуматься над экономикой планировки и выкладки магазина вплотную. Где поставить стеллажи и что положить на полки этих стеллажей, чтобы заработать как можно больше.

Есть такая вещь, которая называется «Золотой треугольник». Звучит пафосно, но зато как нельзя лучше передает главную идею планировки магазина. Идея состоит в том, что покупатель проходит своеобразный треугольник: вход – полка с нужным товаром – касса. Держите эту мысль в голове, когда будете заниматься планировкой. Важно, чтобы проходя по этому "треугольнику" покупатель прошел мимо других и тоже что-нибудь прихватил.

Подумайте, что можно улучшить в вашем магазине. Наденьте волшебные очки и посмотрите, где лежит товар, который занимает много места, но не приносит денег. Ваш покорный слуга был свидетелем, когда вся стена в прикассовой зоне была увешана исключительно пакетами всех возможных форм и размеров. Возможно, владелец гордился таким большим ассортиментом, но вот толку от этого было немного, сами понимаете. Если бы там, вместо пакетов, были размещены ручки, блокноты, тетрадки, открытки и другая мелочь, которая бы не отъедала часть стены, то эффект был бы совсем другой. Или вот вам другой пример. Целый стеллаж, уставленный баками с питьевой водой. Понятно, что вода может быть довольно маржинальным товаром, но зачем ее так много, да еще и одного вида, остается загадкой.

Часто бывает, что в магазин приходят представители того или иного бренда, который у вас представлен и ничтоже сумняшеся просят поставить его «вот тут на уровне глаз в самом проходимом месте». Что ж тут могут быть некоторые варианты. Возможно их совет окажется весьма дельным. Это, конечно, навряд ли, но подумать стоит. С другой стороны, они скорее всего просто хотят улучшить свою выкладку. Торговые представители, что с них взять? Тут можно и нужно торговаться. Соглашайтесь, но со своими условиями. Требуйте снизить для вас цену закупки или дополнительных бонусов. Любое их предложение должно быть пропущено через вопрос «насколько это выгодно для меня?».

Займитесь мерчендайзингом. Ничего незаконного, мерчендайзинг - это наука о выкладке товара таким образом, чтобы он приносил как можно больше денег.

Конечно вы можете нанять мерчендайзера, идея хорошая, но делать мы так конечно же не будем. Всё постараемся сделать сами с минимум усилий. Всё как мы любим. Мы еще посвятим мерчендайзингу отдельный пост, а пока вот вам пять простых правил:

  • Самый ходовой товар размещайте в глубине зала. Чтобы покупатель волей неволей проходил большую часть магазина. Обязательно на что-то глаз его упадет и будет вам увеличение среднего чека.

2. Самый маржинальный товар размещайте на уровне от глаз до пояса. Чтобы всё, что покупатель увидит и положит в корзину принесло вам как можно больше прибыли.

3. Уделите внимание прикассовой зоне, там желательно размещать мелкий товар с низкой ценой. Пока человек стоит в очереди, он может подцепить какую-нибудь недорогую, но весьма нужную вещь

4. Разделяйте продукты по видам/типам/классам. Легче выбирать из разных видов хлеба, когда все они собраны в одном месте.

5. Селите рядом продукты, с общим сценарием использования. Рыбку к пиву хочется, а вот искать ее совсем не охота, хочется, чтобы она сама в корзину прыгала.

Вот такие нехитрые советы. Немного поработать, подумать и даже кое-где пофилософствовать. Хорошего вам настроения!