О технике и не только.


Почему нас так тянет в прошлое? Сказать, что жизнь была лучше, чем сейчас, было бы неправдой. Бытовые условия были гораздо хуже. Телевизор я впервые увидел в 1962 году у родственников в Москве. Это было отдельное от всей страны государство, как и сейчас. Не было холодильников, водопровода, канализации. Но люди жили в этих условиях, другого просто не знали. Что бывают собственные автомобили, например. Первый автомобиль Москвич-408 появился в Курагино у начальника комсомольского штаба стройки Николая Доровских. Это был просто пришелец из будущего. Он стоял на единственной асфальтированной площади перед райкомом и первое время собирал толпы зевак, особенно нас, пацанов. Но это уже был 1965 год.

москвич-408
москвич-408

русский джип -газ-67
русский джип -газ-67

А первый легковой автомобиль был военный ГАЗ-67, на котором передвигались руководители стройки. Его я увидел в 1958 году летом по дороге на Ирбу, куда мы, пацаны, ходили купаться. Это была машина с брезентовым верхом, с фанерными дверьми, совершенно неприспособленная для зимы. Поэтому начальники и прорабы пользовались грузовиками - ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИС-150.

Газ-51 с брезентовым верхом.Была популярна как сейчас Газель .
Газ-51 с брезентовым верхом.Была популярна как сейчас Газель .

Основной трудяга на стройках 50-х, до конца 60-х,зис 150
Основной трудяга на стройках 50-х, до конца 60-х,зис 150

Почему сейчас такая мода на фильмы про 50-е, 60-е? Даже не всегда правдивые. Всем уже изрядно надоели бандитские разборки и картинки из жизни олигархов? Да еще так "талантливо" показываемые? Может правда тогда была настоящая жизнь? Настоящие, понятные отношения между людьми. Ну и наверное были свежи воспоминания о послевоенной разрухе и надежды на новую, более счастливую жизнь. В Сибири у местного населения воспоминания о войне были связаны с призывом, потерей близких, но всё-таки война отсюда была далеко. Прибывшие с европейской территории пережили и бомбежки, и оккупацию, и голод, как например мои родители, начинавшие совместную жизнь в разрушенном войной Ростове.

 Разрушенный центральный универмаг в Ростове.
Разрушенный центральный универмаг в Ростове.
Он же восстановленный к 60-ым годам.
Он же восстановленный к 60-ым годам.

Кафедральный собор Ростова
Кафедральный собор Ростова

колокольню восстановили только к концу 70-х
колокольню восстановили только к концу 70-х

Потом был Челябинск с его танковым полигоном почти под нашими окнами, каким-то непонятным взрывом, о котором нельзя было говорить, но все знали, что взорвался "Маяк", где делали атомное оружие. Потому что пол-города так или иначе были причастны к его восстановлению, а уж транспортные строители подавно. Это потом мы узнали, что произошла авария, сопоставимая с Чернобылем, а в то время никакой информации не было. Например, приезжают люди на рыбалку на одно из красивых уральских озёр, а к ним подходят какие-то штатские и говорят, что здесь рыбу ловить нельзя. А почему? А потому — сказано нельзя, значит нельзя! Да и вообще в народе в начале 50-х было какое-то предчувствие, что надвигается что-то страшное, и прошедшая война не последняя. Конечно, у нас не было той истерии, как в США, где граждане спешно возводили убежища, надеясь выжить в близкой атомной войне, да и какие убежища, если жилья-то толком не было. Кстати, 9 мая никто не праздновал, а был как бы день памяти и невесёлых воспоминаний. Многие фронтовики, особенно инвалиды, которых по городам было великое множество, влачили жалкое существование. Вот на этом фоне в стране начинаются ударные стройки, подъем целины, и люди, желая забыться, уйти от мрачной повседневности, спешат навстречу новым надеждам, новой жизни. Были, конечно, призывы, обещания, но многие ехали именно надеясь на перемены, по собственному желанию, " по зову сердца", как говорила тогдашняя пропаганда, и это было действительно так, но несколько в другом смысле. Моего отца уговорил ехать Юрий Алексеевич Чупринко, который и возглавил Горем-38 на новом месте. Хотя в Челябинске уже был более-менее устроен быт, неплохая по тем временам квартира, однако всё было оставлено ради новой жизни. Что такое Горем-38? Головной ремонтно-восстановительный поезд - это полувоенная организация при министерстве путей сообщения, созданная во время войны для восстановления разрушенных железных дорог, и двигавшаяся вместе с нашими наступающими войсками. После войны эти поезда постепенно перешли на мирные рельсы, занимались транспортным строительством, жильем, строительством промышленных предприятий. В Челябинске строили паровозоремонтный завод, жилой дом в центре города. Впоследствии все строительные организации МПС были переданы в ведение нового министерства транспортного строительства, специально созданного для строительства новых железнодорожных линий и всей сопутствующей инфраструктуры. Горем-38 входил в состав треста Абаканстройпуть, который возглавлял Коротчаев Дмитрий Иванович , в последствии прославившийся при строительстве линии Тюмень-Сургут, заслуженно награжденный золотой звездой Героя соцтруда, и именем которого названа станция на той дороге.

Коротчаев Д.И.
Коротчаев Д.И.

И вот она, почти нетронутая природа, дремучая тайга, чистые реки, горы. Остались в прошлом тревоги, заботы. Работы много, она интересная, оплата хорошая, некогда думать о проблемах. Можно начинать строить жизнь с чистого листа. Постепенно налаживается снабжение, появляются такие товары, как ковры, радиоприемники. Это работа орсов - отделов рабочего снабжения. Бытовые условия старались наладить как могли. Основной рабочий класс - это молодёжь, необремененная семьями, проживала в общежитиях, где было чисто, тепло. Нормальная капитальная столовая, где кормили за копейки. Несколько спортивных площадок, стадион, зимний каток, клуб. Это всё в посёлке на станции Курагино. Конечно, в самый разгар стройки был большой наплыв "комсомольцев", как мы их называли. В те годы из больших городов, и прежде всего из Москвы, выдворяли " тунеядцев", "стиляг" и других нежелательных личностей на исправление трудом. Так вот тогда появлялись палатки, но только в летнее время. Вокруг палаток царило оживление, играла незнакомая музыка, "новобранцы" демонстрировали новые танцы, одежду, рассказывали анекдоты. Попадались и знаменитые личности, например известный московский футболист, который здорово усилил нашу команду. Но эти ребята надолго не задерживались. Однажды отец привёл домой гостя - с темной бородой , в джинсах, которых мы до этого никогда не видели. За столом он рассказывал о жизни, политике, дальних странствиях. Я конечно был рядом и слушал все с открытым ртом. Если бы в то время было телевидение, то это можно было сравнить с передачей Д. Крылова "Непутевые заметки".

Был это Юлиан Семенов, который посетил нашу стройку, а потом направлялся во Вьетнам, где в то время шла война с американцами. Вспомнил я об этой встрече много лет спустя, когда на экраны вышел фильм " 17 мгновений весны". А после той поездки появились его рассказы " Товарищи по палатке..", а потом" Голубые города". Много преувеличений и "героизма", но гению позволено, да и рассказы- то не документальные.

А вот случай из жизни. Многие об'екты строили желдорвойска, в том числе и знаменитый Козицкий виадук(или Крольский?). Первоначально возвели железобетонные опоры выше проектных отметок, ну ошиблись, с кем не бывает. Командир, обнаружив ошибку, решил провести занятия по взрывному делу и после этого возвели новые опоры по проекту.

Козицкий  виадук
Козицкий виадук

Железная дорога строилась по современным технологиям, сразу под электротягу. Но первый поезд на станцию Курагино привёл добрый старый паровоз с портретом Сталина, хотя уже и прошёл знаменитый ХХ съезд КПСС.

Такой паровоз привёл первый поезд
Такой паровоз привёл первый поезд

Несмотря на суровые условия и довольно сжатые сроки строительства(за 7 лет почти 700км), применялась исключительно отечественная техника. Это автомобили ГАЗ-51, ЗИС-150, редко МАЗ-200, в начале встречались и ЗИС-5. Трактора ДТ-54, С-80, С-100, а также бульдозеры, грейдеры и скреперы на их базе. Искусственные сооружения возводились исключительно по нашим технологиям и из наших материалов.

автокран на базе маз-200
автокран на базе маз-200

скрепер С-80 на отсыпке земляного полотна
скрепер С-80 на отсыпке земляного полотна

Иногда зима застигала врасплох, но по весне эта техника после простой профилактики продолжала свой нелёгкий труд
Иногда зима застигала врасплох, но по весне эта техника после простой профилактики продолжала свой нелёгкий труд

техника хоть и неказистая, но свои функции выполняла, ручного труда практически не было
техника хоть и неказистая, но свои функции выполняла, ручного труда практически не было

Искусственные сооружения возводились исключительно по нашим технологиям и из наших материалов. В это же время в Сибири строились такие об'екты планетарного масштаба, как Братская и Красноярская ГЭС, подземный Красноярск-26, Усть-илимская, в начале 60-х началась Саяно-шушенская ГЭС. Кстати, под'ездные пути для Саяно-шушенской строил тоже Горем-38, для этого там был организован участок в поселке Означенное. И везде только отечественные технологии, никаких "гастарбайтеров". А еще была целина, космодром Байконур. Любой из этих объектов не уступал по масштабу, например крымскому мосту. И после войны-то прошло 10 лет или чуть больше. Ещё не всё было восстановлено в европейской части. Откуда же брались ресурсы для таких грандиозных строек? Техника, стройматериалы, рабочая сила. Все эти об'екты построены, успешно функционируют. Уже на БАМе появилась импортная техника, и в дальнейшем без " Komatsu", "Kato", "Caterpiller" не обходится ни одна стройка. Может в этом причина нашего сначала "застоя", а потом и полного краха машиностроительной отрасли? Ведь всегда проще купить, чем сделать что-то самому. Хоть и на последние деньги. Например, последняя громкая транспортная стройка — это железная дорога Адлер-Красная поляна, где применялась самая современная техника из Канады, Европы построена за 4(четыре) года, протяжённостью аж 48 километров.

Адлер-Красная поляна
Адлер-Красная поляна

Сравните 700 километров за 7 лет. Здесь тоже сложные условия, но ведь зимы нет, мерзлоты нет, и главное - всё до гвоздя импортное! Всё на сегодня, всем удачи!