«Быть, а не казаться» Стивен Кови

30.03.2018

Размышления об истинном успехе

Стать успешным возможно! Во всяком случае, в этом уверен бизнес-эксперт Стивен Кови, который выделил двенадцать принципов-рычагов для достижения цели. Поговорим о них подробнее.

Глава 1. Что такое тайная жизнь

Чаще всего мы стремимся к успеху внешнему – заботимся об имидже, своём положении в обществе, хотя истинное величие кроется внутри, в истинном характере. Успех приходит, когда человек начинает поступать по совести, руководствуясь долгом, готов служить и жертвовать. Когда на второй план уходят прокрастинация, лень и эгоизм. Необходимо выявить для себя основные жизненные принципы и следовать им, даже если этому будут мешать внешние факторы и обстоятельства. Это единственно верный путь от ложного величия к истинному. Как мы уже упомянули, всего принципов 12. Это следование приоритетам, вклад, цельность, лояльность, служение, ответственность, самопожертвование, многообразие, взаимозависимость, наставничество, самообновление и обучение.

Итак, попробуйте заглянуть себе в душу. Это так называемая тайная жизнь – в отличие от жизни частной и публичной. Необходимо спрашивать себя о своих мотивах: разбираться, что кажется верным, а что – неправильным, что и в каких ситуациях лучше всего мотивирует. Выбор мотивов должен стать осознанным, потому что действия каждого человека – это то, что зависит только от него. Выстраивайте диалог с самим собой, задавайте вопросы, анализируйте. Чем более богатой вы сделаете свою тайную жизнь, тем богаче станут жизни частная и публичная.

Также необходимо заняться формулировкой жизненных установок – тех, которые будут содержать в основе вашу цель или то состояние, к которому вы хотели бы прийти. Такие установки характеризуются:

– тем, что они исходят от самого человека, а не от третьих лиц;

– тем, что они настроены на позитив;

– тем, что они формулируются в настоящем времени;

– тем, что их можно увидеть;

– тем, что они эмоциональны.

Благотворно на энергию человека влияет также способность самовнушения, его умение верить в лучшее и надеяться на это. Вот несложные правила:

– при создании установок нужно применять релаксационные техники;

– из раза в раз повторять установки, заниматься визуализацией, проговаривать их;

– представлять перемены, используя воображение.

Можно также начать вести дневник, чтобы записывать туда все шаги, которые вы делаете на пути к успеху.

Глава 2. Сила характера

Обратить внимание нужно и на свой характер. В частности на то, являетесь ли вы человеком зрелым. Определить это не так сложно: достаточно понять, соблюдаете ли вы баланс между высказыванием своего мнения, своих эмоций и уважением к эмоциям и мнениям окружающих. Нужно уметь не только достойно выигрывать, но и давать другим людям быть первыми. Позиция «выигравший – проигравший» свидетельствует о нежелании уважать оппонента. Действовать стоит только с позиции «выигравший – выигравший».

Но что делать, если у вас недостаёт мужества, терпения и скромности? Характер можно корректировать – перепрограммировать его. Для этого необходимо выработать принципы, в соответствии с которыми и совершать все свои шаги. Также можно:

– попробовать описать свою миссию;

– стараться быть одновременно чутким и мужественным при общении;

– понять, успешно ли вы сочетаете потенциал с продуктивностью;

– отказаться от пагубных привычек и пристрастий и заменить их положительными.

Глава 3. Жизнь, основанная на принципах

Остановимся подробнее на основных жизненных принципах. Не путайте их с ценностями! Принципы – это база, она не зависит от чьего-то желания, это, если можно так выразиться, ваши «корни». Если постоянно их деформировать, можно навсегда лишиться опоры и стать нестабильной личностью, потерявшей ориентацию в мире. Возможно, вы уже ощущаете начало этого процесса?

Принципы отличают три характеристики:

– их постоянство;

– их универсальность;

– их самоочевидность.

Если вы можете признать их истинную ценность, то вам под силу будет подчинить принципам и свои планы, и цели, и поведение. Чаще всего сдвиг в сознании происходит, когда человек оказывается в критической ситуации: рушится его бизнес, разваливается брак, обнаруживается серьёзная болезнь.

Следовать истинным принципам люди могут, потому что обладают:

– самосознанием;

– совестью;

– волей и независимостью – возможностью выбирать;

– воображением и способностью творить.

Занявшись перепрограммированием, стоит также задуматься о своих уникальных способностях и дарованиях. Мы призываем вас поддерживать их:

– описывать в дневнике полученный за день опыт;

– постоянно будить совесть – реагировать, прислушиваться, учиться;

– выполнять то, что обещали;

– представлять себя в самых разных ситуациях и искать возможности достойно выйти из них. Это отличный приём визуализации, который полезно практиковать.

Глава 4. Движение в верном направлении

Согласитесь, что мало понять базовые принципы и идти за ними, будто следуя компасу. Заблудиться всё ещё проще, чем кажется. Способствуют этому наши искажения, источниками которых являются:

– моральная культура;

– субкультура;

– сильные личности, точки зрения или эмоции.

Объединившись, они создают настолько сильную деформацию, что мы начинаем идти в сторону, противоположную задуманной. Проанализируйте, не находитесь ли вы сами под влиянием перечисленных факторов.

Также задайте на работе или дома вопрос, какой ваши коллеги или члены семьи видят истинную общую миссию. Грубо говоря, попробуйте прояснить направление их движения. Стоит спросить и о стратегиях, которые помогают прийти к успеху. Несогласия необходимо уметь преодолевать и превращать в преимущества, тем более вы наверняка убедитесь, что обладаете общими ценностями, несмотря на все различия. Займитесь составлением плана, в котором были бы указаны шаги по ещё более успешной реализации стратегии.

Глава 5. Изменение восприятия

Не секрет, что во многом наше поведение определяет восприятие – то, каким мы видим окружающий мир. Кто-то может находить возможности и замечать прекрасное, в то время как большинство фиксирует только грязь и минусы своей жизни. Причин этому несколько:

– находясь под властью эмоций, люди оскорбляют друг друга и играют на чувствах. Выход здесь один – научиться просить прощения и признавать свои ошибки;

– люди склонны проецировать друг на друга свои недостатки и постоянно искать виноватых. Но необходимо в первую очередь разобраться в самом себе и наконец-то брать ответственность;

– предпочитая стратегию «выигравший – проигравший», люди ограничивают себя рамками. Им кажется, будто только они имеют право получать всё самое лучшее, а окружающие этого недостойны. В данной ситуации вы уже знаете, как поступить: мыслить изобильно, а не дефицитно, то есть категорией «выигравший – выигравший»;

– многие из нас играют роли, каждая из которых требуют огромной отдачи. Так возникает дисбаланс: например, отдавая всего себя работе, не стоит удивляться, что в семье мир начинает рушиться. Всегда помните о долгосрочной перспективе. Если вы понимаете, что в данный момент какая-то роль будет отнимать много времени и сил, не вините себя, но и не бросайтесь в омут с головой. Вовлекайте близких в интересные проекты, позвольте им помочь вам и почувствовать свою необходимость. Обсуждайте с семьёй или друзьями ваши планы, приходите к общему видению. Ну и конечно, в любой ситуации не забывайте посвящать хотя бы несколько минут любимым занятиям и по-настоящему любимым людям. Примерьте на себя роль руководителя – пробуйте показывать свои лидерские способности!

Глава 6. Двенадцать рычагов

Посмотрим наконец на двенадцать главных принципов – обратимся к рычагам нашей ценности.

  • Цельность. Люди, утратившие её, больше думают о том, как они выглядят в глазах других людей. Они теряют себя, но этот факт их мало беспокоит. Цельность невозможна без мужества и скромности. Причём мало говорить о них, важно действовать в соответствии со своими ценностями, которые основаны на базовых принципах.

За цельность отвечает наше тайное «я» (а не публичное или личное). Необходимо проводить самоанализ, чтобы узнать себя лучше, открыться миру и тем самым даже оказывать больше влияния на окружающих. Важно постепенно отказываться от защитных механизмов (проекции, интеллектуализации, отрицания и т.п.).

Цельность даёт ряд преимуществ:

– мудрость;

– отказ от сравнения себя с другими;

– поиск альтернатив, синергия;

– выстраивание доверительных отношений.

2. Вклад. Он подразумевает, что у человека есть своя миссия. Это то, что вы оставите в жизни после себя. И если на данный момент вы чувствуете, что запутались, начните меняться:

– определитесь с миссией;

– не бойтесь идти на риск в высказывании своих мыслей и действиях;

– не прекращайте обучение, даже если вы уже давно не школьник или студент.

Спросите себя, что удаётся вам лучше всего, в чём вы действительно хороши. Подумайте, что вы в состоянии исправить, чтобы ещё лучше делать то, что вам нравится. Лидер нового времени – это человек, который развивается во всех направлениях, желает принести пользу обществу, основывает отношения на доверии. Вы должны одержать победу над самим собой, чтобы стать лучше, а после этого задуматься над победой общественной – той, которая поможет вам и окружающим прийти к общему видению. Далее вы сможете рассуждать и о том наследии, которое хотели бы оставить. Решите: что бы вам хотелось, чтобы люди говорили о вас?

3. Следование приоритетам. Снова обратитесь к самому себе с вопросом, в чём ваша уникальность, что вы считаете самым важным в жизни. Определив приоритеты, вы сможете сверяться с ними, как с компасом, и не сбиться с пути. Попробуйте составлять расписание на неделю так, чтобы в основе лежал этот компас, а не часы. Вы сами должны выстраивать свой день, решать, что делать в первую очередь, а что можно отложить. Истинный лидер должен обращать внимание на задачи, которые по-настоящему важны, концентрироваться на главном, а не второстепенном. Вот несколько советов:

– отказывайтесь от срочного, но не важного в пользу важного, но не срочного;

– учитесь определять, что есть важное, и отвечать этому «да»;

– ищите возможности для творческой свободы;

– отстаивайте личные убеждения;

– умейте работать в двух режимах: независимости и взаимозависимости;

– пробуйте мыслить по-разному (логически, творчески, оптимистически и т.д.) и перестаньте себя ограничивать.

Думайте не только о решении проблем, но и о том, как оставаться творческим, не разменивайтесь по мелочам. Не становитесь заложником скорости, тренируйте воображение. Если вы постоянно озабочены делами, вы находитесь в стрессе, но именно творчество и чёткое видение позволяют решать проблемы гораздо быстрее.

4. Самопожертвование. Оно помогает поддерживать связь с другими людьми. Тем самым вы демонстрируете им уважение. Обращаясь к людям с пониманием, добротой, показывая, что вы готовы прощать, вы заставляете людей действовать так же по отношению к вам.

Без самопожертвования не обойтись ни в деловых, ни в семейных отношениях. Не менее важно партнёрство: с поставщиками, с клиентами и даже конкурентами. Хотя последнее звучит странно, особенно сейчас, когда все нацелены на независимость и всячески стремятся поддержать её.

Необходимо жертвовать личными амбициями, отказываться от гордости – только так в компании выстроятся результативные отношения. Прислушивайтесь к чужим мнениям, откажитесь от грубости и резкости. В идеале вся команда должна мыслить категориями «выигравший – выигравший» и жить по одним принципам.

5. Служение. Люди хотят знать, что важны для вас, что вы принимаете их позиции. К окружающим нельзя относиться как к вещам, наоборот, необходимо разными способами демонстрировать свою заинтересованность. В компаниях добиться этого можно тремя способами:

– нанимать «правильных» сотрудников;

– подготовить нужного человека;

– создать в фирме соответствующую культуру.

Если отношения между сотрудниками основаны на доверии и уважении, это уже полшага на пути к установлению таких отношений с клиентами.

Любите, когда вас не любят, отвечайте на нетерпение терпением, добром на зло. В итоге вы должны забыть о враждебности и перестанете обижаться на пустяки.

6. Ответственность. В первую очередь нужно понять, что только вы ответственны за свою жизнь и свой выбор. Если вы обидели человека, искренне просите прощения и ведите себя соответствующе. Это не значит, что вы оправдываетесь и унижаетесь – пока вы воспринимаете ситуацию так, дело не сдвинется с мертвой точки.

Не навешивайте на других людей ярлыки, не ищите худшее, чтобы подтверждать свои предположения. Иногда нужно честно признать, что вы неправы. Такая тактика называется «выплата последнего гроша». Здесь важно:

– научиться признавать даже свою частичную вину;

– понимать, что обиженный человек начинает замыкаться;

– выходить на доверительный разговор с человеком, которого вы обидели;

– не прибегать к манипулятивным методам;

– понять, что данная тактика может мотивировать окружающих.

7. Лояльность. Она предполагает, что вы не будете предъявлять к другим завышенных требований и отказались от высокомерия. Особенно ярко лояльность проявляется, если вы не обсуждаете человека за его спиной. Никогда не говорите о ком-то то, что не сказали бы в лицо. Во-первых, вам не будет стыдно, если вдруг до этого человека дойдут ваши слова. Во-вторых, как следствие, вы сохраните хорошие отношения.

Задумайтесь, насколько вы вежливы и в каком ключе воспринимаете мир – в негативном или позитивном. Если вы нормально относитесь к сплетням, вы демонстрируете, что и сами хотите позлословить. Критика всегда должна быть обоснована. Всегда следите за словами, которые произносите, и не позволяйте другим людям опускаться до обсуждений. Тем самым вы показываете, что готовы заступаться и за самих сплетников. Конечно, для этого требуется мужество, но вы наверняка уже работаете над этим.

Проявлять лояльность можно по-разному:

– вставать на сторону меньшинства, тех, кого постоянно унижают;

– заранее ставить в известность человека, о котором будете говорить в его отсутствии;

– после встречи доводить до человека важную информацию;

– обращать внимание на различие культурных условий, на условия жизни человека;

– предоставлять возможность другим людям высказывать и защищать свою позицию;

– всегда помнить, что в каждом из нас больше хорошего.

8. Взаимозависимость. Этот рычаг говорит вам о том, что нужно отказаться от принципа «Что это может мне дать?». Более того, необходимо, чтобы этим принципом не руководствовались ваши близкие. Когда в отношениях присутствует взаимопонимание, они сразу переходят на уровень взаимовыгодных:

– начинайте изменения с себя и только потом требуйте что-то от окружающих. Если хотите сблизиться с кем-то, начните менять поведение по отношению к этому человеку. Не берите на себя роль судьи и начинайте восстанавливать собственное «я»;

– и на рабочем месте, и в семье создавайте доверительную атмосферу, подкреплённую действиями по принципу «выигравший – выигравший»;

– делитесь с окружающими своими знаниями, не утаивайте информацию, рассказывайте о своих проблемах, ищите способы помочь;

– не разграничивайте людей на «важных» и «неважных», потому что важны все;

– не скупитесь на доброту и сочувствие, ведь они нужны не только вам.

Не забывайте тех людей, которые когда-либо оказали вам услугу или помощь. Можно сколько угодно обманывать, но помните, что всё возвращается бумерангом. Поэтому поступайте по совести, каждый день совершая небольшие, но значимые для кого-то поступки.

9. Многообразие. Наверняка в вашем окружении много тех, кто вам близок – разделяет интересы или схож по характеру и взглядам на мир. Но этот круг необходимо расширить. Начинайте ценить многообразие и создавайте вокруг себя команду, где каждый дополнял бы друг друга. Это очень важно, если речь идёт о рабочем процессе и успехе фирмы.

Когда встречаются люди с разными взглядами, они могут внести в общение и в проект, над которым трудятся, нечто новое. Хотя обычно разнообразие мы воспринимаем как посягательство на нашу безопасность, у синергии множество плюсов. Так, например, вы сможете улучшить товары и услуги, повысить их качество, объединить людей. Приобретя положительный опыт работы в команде, вы выработаете иммунитет и больше не столкнётесь с проблемами, которые пугали на первых этапах. Ищите то, что будет общим для всех, – цели, ценности и др. Это и станет основой вашей безопасности.

10. Обучение. Очень важно любить получать знания и тем самым расти и развиваться. Обучение никогда не должно прекращаться – ему необходимо уделять внимание каждый день. Руководители организаций должны устраивать обучающие курсы и вкладывать в своих подчинённых (которые, естественно, обязаны данные вложения возвращать). Пришло время, когда тренинги, мастер-классы и семинары действительно являются конкурентным преимуществом.

Развиваться необходимо в профессиональной сфере, а также вкладывать в личное развитие. Вам и самому наверняка будет приятно, если вас будут считать высокообразованным человеком. При этом необходимо думать на перспективу и изучать то, что пригодится в скором времени, следить за тенденциями рынка.

Вот что вы можете сделать:

– оттачивать навыки синтеза и анализа;

– читать деловую литературу, журналы и рецензии;

– читать классические тексты;

– записаться на онлайн-курс.

11. Самообновление. Обновляться необходимо в четырёх сферах: интеллектуальной, физической, эмоциональной и духовной. Все они тесно связаны. Поработав над каждым направлением, вы почувствуете, как ощущаете себя лучше, будете готовы ко встречам с новыми возможностями, сможете понимать окружающих и будете поняты ими, начнёте смело высказывать свои мысли и, наконец, почувствуете спокойствие и целостность.

Но для этого предстоит:

– представить, что вы столкнулись с серьёзной проблемой или ваш бизнес рухнул;

– вообразить, будто всё то, что вы знаете сейчас, скоро абсолютно не понадобится;

– предположить, что все люди будут знать, что конкретно вы думаете и говорите о них;

– представить, что вы должны отчитаться перед близким человеком или начальством о том, как проходят ваши изменения.

Принимая все эти допущения, вы начнёте больше контролировать себя и выбирать правильные поступки.

12. Наставничество. Поделитесь с окружающими всем тем, что вы узнали, – расскажите им о рычагах, помогающих прийти к успеху. После того, как вы усвоили и применили на практике какие-то знания, их необходимо передавать другим людям, чтобы и они могли испытать их на себе. Можете собираться вечером всей семьёй и делиться полученным за день опытом. Участвовать в таком мероприятии могут даже дети – ведь и она чему-то учились в школе или детском саду!

У наставничества достаточно плюсов:

– рассказывая кому-то о том, что вы выучили, вы вдвойне лучше усвоите информацию;

– это прекрасный шанс начать применять знания на практике;

– вы сможете создавать социальные связи и выстраивать отношения с теми, с кем поделились опытом;

– вы почувствуете, что растёте над собой и делаете нечто значимое.

Однако помните, что наставником можно стать только для человека, который в этом нуждается. Иначе вы даром потратите своё и чужое время.

Глава 7. Мудрость

Всё то, что вы сделали ранее, вы делали для того, чтобы стать мудрее. Поступать мудро – это прекрасно, однако часто нас сбивают с пути несколько факторов:

– завышенное мнение о себе, гордыня. В этом случае необходимо вспомнить о базовых принципах и чётко следовать стрелке компаса;

– чрезмерное доверие информации. Данная ситуация предполагает, что вы должны научиться преображать её в мудрые поступки;

– замешательство, появившееся в результате возрождения неэтических поступков. Старайтесь вернуть сознанию ясность и поступать, руководствуясь нормами морали и совестью;

– понимание, что вас неверно оценивают. Так, например, руководители фирм оценивают работников, и эта оценка может не совпадать с их собственной. Это значит, что нужно обратиться к рынку за объективностью;

– апатия из-за того, что границы систем слишком замкнуты. Здесь выход ясен: границы следует постепенно открывать.

Принципов мудрости четыре:

– изменения, которые действительно значимы, всегда исходят изнутри;

– важны как компетентность, так и характер;

– если происходит наложение характера на компетентность, мудрость становится очевидной;

– мудрость находится за пределами информации и знаний.

Если вы начнёте пользоваться советами Стивена Кови, то скоро почувствуете, как в жизнь приходит гармония. Принципы, о которых вы узнали, должны стать по-настоящему вашими, вы должны будете составлять с ними одно целое. Как только вы научитесь выдвигать на первый план важные задачи, вы сможете добиваться выдающихся результатов – а это стоит того, чтобы попробовать меняться!