Может ли лечение нанести психическую травму?

Может ли лечение нанести психическую травму?

Влияние болезни и лечения на психику ребенка

Когда мы слышим о детской психологической травме, то в первую очередь представляем страшные автомобильные аварии, катастрофы, физическое или психологическое насилие. Однако, болезни и лечение также могут оказаться травмирующими. С одной стороны, медицинская помощь – опытные врачи, методы и передовые технологии, направленные на исцеление, с другой - возможный травматический стресс, который ребёнок может испытать при взаимодействии с докторами, подвергаясь пугающим и болезненным процедурам.

Часто реакция детей связана не с реальной серьезностью медицинской манипуляции. Небогатый жизненный опыт, фантазии, которые, как правило, страшнее реальности и невозможность найти защиту у родителей в такие моменты могут привести к переживанию психической травмы.

Реакции на травматическое событие различаются по интенсивности и служат либо для адаптации, либо имеют разрушительные для психики последствия.

Надо признать: большинство маленьких пациентов довольно устойчивы к стрессам, полученным при лечении и успешно адаптируются.

До 80% заболевших или получивших физическую травму детей проявляют некоторые травматические стрессовые реакции после опасного для жизни заболевания, травмы или болезненной медицинской процедуры. И только 15-25% детей продолжают оставаться под воздействием стресса. Это состояние нарушает повседневную жизнь и влияет на готовность лечиться, и, в конечном счете, на выздоровление.

Основные травматические реакции:

1. Возвращение к пережитому. Ребенок постоянно думает о произошедшем событии, которое его так напугало. Эти мысли могут иметь навязчивый характер. В норме, возвращение в мыслях к пережитому является естественным. Мысли и разговоры о том, что случилось, особенно сразу после травматического события, являются частью работы психики, с помощью которой ребенок помогает себе справиться с негативным опытом. Иногда детям могут сниться кошмары, не всегда связанные с тем, что произошло. Игра является отличным средством для того чтобы повторить, проиграть страшные воспоминания, сделав их переносимыми.

Ребенок, переживший операцию, играет в больницу, «ставит» игрушкам капельницы.

2. Избегание. Проявляется избегание в попытках не думать и не говорить о болезни, или о чем-то связанном с ней. Иногда дети хотят держаться подальше от людей, мест или занятий, напоминающих им о случившемся. Порой у них возникают новые опасения или тревоги. Конечно, после пережитого ребёнок может стать более осторожным: не забывать застегивать ремень безопасности, не выбегать на улицу за мячом или не трогать незнакомых собак. Но крайнее избегание или излишние опасения могут стать реальной проблемой и помешать ребенку вернуться к нормальной жизни.

Тяжелое осложнение вирусного заболевания и время, проведённое в больнице привели к возникновению мизофобии ( страху испачкаться или заразиться). Ребёнок начал бояться микробов, стал часто мыть руки и стараться не касаться ничего вне квартиры.

3. Гипервозбудимость. Гипервозбуждение также является естественным и нормальным ответом на опасность. После травмы или несчастного случая эта реакция может «не отключиться», даже если ребенок в безопасности. У него возникнет ощущение, что что-то плохое может повториться в любой момент. При этом гипервозбуждение сопровождается физическими проявлениями: учащенным сердцебиением, повышенным потоотделением, чувством страха, нарушением сна.

Когда нужно обратиться к психологу

Еще раз напомним: более 80% детей благополучно переживают травму и адаптируются. Все реакции на травму являются естественными и нормальными. Но при большой интенсивности реакций и их продолжительности более месяца необходимо обратиться к специалисту.

Вовремя полученная помощь поможет предотвратить развитие пост-травматического стресса.

Как помочь ребенку пережить стресс, вызванный болезнью и медицинским вмешательством

· Страх перед возможностью нанести психическую травму не должен играть решающую роль для выбора лечения или обследования.

· Понятно и доступно расскажите ребенку о том, что происходит, оставаясь спокойным и уверенным.

· Говорите с ребенком о его чувствах: страхе, тревоге, недоверии. Покажите, как связаны его чувства с тем, что с ним случилось: «Да, ты боишься кататься на санках, это нормально, потому что тебе пришлось долго лечиться после того, как ты упал. Но это пройдет, и ты снова будешь кататься.»

· Поддерживайте ребенка в период восстановления, с пониманием относитесь к его тревогам.

· Следите за тем, как долго переживает травму ваш ребёнок. Если проблема затянулась, не бойтесь обратиться за помощью к специалистам.

Центр детской психологии Август

www.avgustcenter.ru

Ростовская набережная, д. 3, Москва

+7 499 252 71 52, +7 925 186 97 77

Центр детской психологии Август объединяет свыше 20 специалистов:

психологов, психотерапевтов, психоаналитиков, нейропсихологов, дефектологов, логопедов, специалистов по раннему развитию, неврологов и психиатров.

Все сотрудники центра имеют высшее психологическое или педагогическое образование, регулярно повышают свою квалификацию в России и за рубежом.

Услуги и стоимость консультаций