Почему мы носим слова на одежде

Роль культуры состоит в том, чтобы наполнить символы смыслом, роль моды состоит в том, чтобы вымыть его.

В 1920 году Франц Скотт Фитцджеральд упомянул слово “футболка” в своем первом романе “По ту сторону рая”. В то время футболка считала исключительно нижнем бельем, а названа по своему сходу с буков T ( T-shirt). Надписи тесно связаны с историей футболки, а футболка неотделима от истории моды.

Существует большое многообразие: футболки с политическими лозунгами, стихами, абстрактными мыслями и “культурными” комментариями. А также отдельный вид футболок, с изображением одного лишь единственного слова, как будто вырванного безжалостно из контекста. Да кому это вообще пришло в голову? Зачем?

Слово может стать попыткой продвинуть или причислить себя к определенному культурному пласту. Подобно тому как в фильме “Ненависть” Матье Кассовица подростки выражают свою привязанность к американской поп-культуре через одежду. Полное погружение в культуру надписей можно хорошо увидеть через показы модных дизайнеров, таких как Yang Li SS18, Vetements AW16.

Худи макси с текстомот Vetements AW16. Источник: mywonderfulworldket.blogspot.ru
Худи макси с текстомот Vetements AW16. Источник: mywonderfulworldket.blogspot.ru

Впечатляющий и сильный дизайн содержит нескончаемые неясные намеки на старые ушедшие в историю музыкальные лейблы, а также бунтарские панковские лозунги, отсылающие прямиком в 70-е годы.

Слово как междометие

В 1971 году. В 1971 году Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен взялись за дело по-крупному, отправились популяризировать панковскую эстетику. Разработали футболки со $вастикой и перевернутым образом ßриста на кресте, вышитый шёлковой нитью под красующейся надписью “DESTROY”. Это стало своего рода вызовом обществу.

Вивьен Вествуд и Малкольм МакЛарен на панковской волне
Источник: theredlist.com
Вивьен Вествуд и Малкольм МакЛарен на панковской волне Источник: theredlist.com

Показательной также стала свежая коллекция известного бренда ALYX со своими лозунгами на футболку “WORLD PEACE”. Не это ли отсылка ко временам волны хиппи.

ALYX SS18, Источник: rodengray.com
ALYX SS18, Источник: rodengray.com

Слово, как вызов

В 2017 году миру был представлен совместны проект двух “звездных” личностей – художницы Дженни Хольцер и дизайнера Off-White Вирджила Абло. В искусстве их объединял чистый редуктивный подход, объясняя сложные процессы и события через призму простых образов и слов. Также, как и логотип Supreme стал визуальной ассоциацией с Барбарой Крюгер. Возможно это все попытка воссоздать ранние проекты прошлого, когда радикальное было не только мнение, но и стиль в одежде.

Ну, вы уже поняли Источник: Pinterest.com
Ну, вы уже поняли Источник: Pinterest.com

Слово, как риторический слог

Часто мода на словесную графику ощущается достаточно комично. Например, когда футболка, украшенная бессмысленными словами на латинице, продается в не англоговорящих странах. Почему? Просто вид слова на другом языке выглядит круто. Это похоже на то, когда европейцы набивают азиатскую символику в виде тату, в то время как сами не могут понять смысл этих знаков. Однако, как бы странно это не выглядело – это заходит. Люди служат переносчиками таких идей и лишь они сами должны понять, что за этим стоит. Главное для дизайнеров, что слова продаются и продаются достаточно хорошо. Свое отражение идея приняла в коллекции Juun J. на футболках с надписями “Life opportunity contract and Expand”. (На самом деле я с трудом понимаю, что это значит, вероятно, кто-то найдет в этом отражение своих мыслей).

Источник:lanecrawford.com
Источник:lanecrawford.com

Слово может быть фразой

Футболка – это маркер утверждений ценностей человека и слов, которые он выражает. В начале нулевых мейнстримным моментом были надписи: “Я американская мечта” и “Мы все мечтатели”. Как эталон ценностей эпохи выступала Бритни Спирс и весь интернет восторгался и заимствовал стиль. В условиях сильных информационных перегрузок люди стремятся найти нечто грубое и буквальное, преобразующее сложные проблемы в один простой лозунг. Даже если такие надписи и бесполезными сами по себе, то мы ощущаем себя в них комфортно и больше нечего добавить. Как бы оказывая свое пассивное участие в диалоге, который еще не произошёл, напр. Футболки с логотипом “No Comment!”.

Слово, также может стать заклинанием, мантрой, наставлением. Когда на груди красуются надписи на подобии “Hollywood”, “New York”, “Future”. И хочется спросить себя или прохожих, а почему именно это? Попытка вместить ёмкую идею или какая-то медитативная установка с целью добиться написанного. Вероятно, это даёт каждому возможность высказаться, не имея возможности говорить в мире полном информационного хаоса.

Gucci HollyWood Hoodie. Источник everystore.com
Gucci HollyWood Hoodie. Источник everystore.com

Тема достаточно обширная, и есть десятки других вариаций на тему того, как использовать слово в одежде. Но, предлагаю об этом не думать самим, а оставить это затею новым эклектичным дизайнерам.