Интернет зависимость

30.03.2018

1. Сегодня наша жизнь настолько плотно связана с технологиями, что мы, сами того не осознавая, постоянно находимся онлайн – проверяем сообщения, читаем ленту социальных сетей, постоянно стараемся быть в курсе новостей, курса валют и другой информации. Наши дети с определенного возраста еще более подключены в сеть, чем мы сами – они выросли в эпоху технологий, для них они так же естественны как вода в кране. Как вы считаете, с какого возраста у ребенка появляется необходимость действительно быть постоянно онлайн?

При нашей погруженности в сеть невозможно оставить ребенка в стороне от этого: ребенок дошкольного возраста погружается в сеть скорее по необходимости родителей отвлечь или занять его. Когда ребенок идет в школу, он присоединяется к определенной социальной группе: и как часть принадлежности этой группе, он соблюдает ее правила: смотрит конкретные фильмы, играет в особенные игры, регистрируется в сети и заводит свою страничку. Получается потребность возникает в тот момент, когда ребенок начинает активно социализироваться. В интернете появляется отдельная жизнь: сообщества, чаты, он-лайн игры. Чем старше ребенок – тем выше эта потребность в социализации, тем больше необходимость находиться в сети. Исключать ребенка из этой части полностью нельзя – иначе он выпадет их своей социальной группы. Пик приходится на подростковый период – время самого активного знакомства, наличие интересов, изучения материалов в сети, все это строится по принципу максимального удержания пользователя в сети.

2. До того, как у ребенка появится необходимость постоянно быть в сети у родителей есть возможность разными способами научить его ограничивать время, проводимое онлайн. В том числе для этого можно использовать ограничение времени работы устройства с помощью специального ПО. Но у родителей часто встает вопрос – на сколько строгими должны быть эти ограничения? В каком возрасте сколько времени допустимо проводить с устройством?

Роль играет скорее не строгость, а последовательность. Если родители определились, то правило фиксируется, и у него нет исключений, а также необходимо учитывать состояние здоровья ребенка (например, глазные болезни). В качестве примера, приемлемым для дошкольника могут быть 30 минут в день у экрана (сюда входят и игры, и мультфильмы) с возможностью раз в месяц смотреть один большой мультфильм или пойти в кино. Для школьника это время может увеличиться. Но все же есть допустимые пределы. Их можно определить простой математикой: возьмем сутки (24 часа) из которых минимум 8 часов уходит на сон, 6 в школе, 1 час на дорогу, еще 1 час – дополнительные занятия или репетиторов, 1 - 2 часа на домашнюю работу, 2 часа на прогулку на свежем воздухе или отдых, 1 час на еду, остается очень приблизительно 3 часа, тот самый максимум в день, в который входит и игры, и серфинг в интернете, и соц сети, и телефон. Как вы понимаете, нет выделенных таблиц с регламентов времени для определенного возраста. Здесь работает здравый смысл. Если вы знаете, что ребенок проводит больше времени за компьютером, будьте уверены, что это происходит за счет какой-то важной части его жизни. К сожалению, это часто происходит за счет сна, полноценного отдыха или учебы.

3. Если говорить о возрасте, когда ребенок уже чувствует необходимость всегда быть «подключенным». Многих родителей сейчас волнует проблема интернет зависимости. И если раньше казалось, что степень зависимости ребенка от интернета определяется временем, проводимым им в сети, то сегодня это уже не такой верный фактор – мы все в сети постоянно. Так как родителям отличить простую вовлеченность ребенка в технологии от такого патологического состояния как зависимость?

- Соотношение времени нахождения в интернете и времени, потраченного на другие занятия и обязанности (только учитывайте, что почти все дети пытаются отлынивать от выполнения домашней работы или домашних обязанностей). Ребенок всепоглощен интернетом, не может остановиться и выйти из сети

- Настроение ребенка: он успокаивается, радуется, когда в сети, может ожидать следующего сеанса с приятным предвкушением, при этом раздражен, агрессивен, беспокоен, встревожен, или чувствует пустоту и апатию, когда находится вне сети

- Снижение школьной успеваемости (ребенок всегда хорошо учился, но последнее время это изменилось, домашние занятия не выполняются или выполняются некачественно, хотя раньше ему было интересно)

- Отношения с реальными друзьями. Пренебрежение реальными отношениями в пользу интернета – очевидный признак появления зависимости, который может встречаться как у детей со сложностями в установлении отношений со сверстниками, так и детей, которые легко заводят друзей.

- Избыточная реакция ребенка на незначительные события в интернете (количество лайков на фото, комментарии). Ребенок начинает сильно переживать, отслеживать, контролировать процесс, происходящий в сети: сильно радоваться, когда на его действия в сети реагируют или огорчаться, если ожидаемой реакции нет. Социальные сети создают иллюзию занятости: чем больше ребенок общается, тем больше у него «друзей», тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя, проследить сколько лайков поставили на его фото, а сколько у других.

- Физические симптомы: головные боли, боли в спине, сухость в глазах, расстройства сна, снижение физической активности, вялость, бледность – все это более чем серьезные симптомы

- Пренебрежение базовыми потребностями: личная гигиена, сон, питание, потеря аппетита

- Антисоциальное поведение, как признак сильной зависимости – ребенок может соврать, оскорбить, ударить человека, который мешает или препятствует его нахождению в интернете.

Для вас:

- Ваше чувство, когда вы видите ребенка за компьютером: не чувство облегчения, ну слава богу, ему есть чем заняться, а я пока отдохну. Нет, вы напротив злитесь, раздражаетесь, недоумеваете, у вас есть ощущение, что кроме компьютера ребенок вообще ничем не занимается.

- Вы боитесь вызвать гнев ребенка, поэтому подбираете слова, когда просите его заканчивать или для собственного спокойствия просто разрешаете ему сидеть за компьютером и дальше.

4. Массовые мультиплеерные игры, при том самых разных жанров, с точки зрения зависимости являются, пожалуй, самыми опасными – здесь нет оконченного сюжета, или он не является ключевым для игрового процесса, зато здесь есть социальные связи, крепче привязывающие ребенка к игре и возможность вкладывать реальные деньги, что с одной стороны, бьет по семейному бюджету, а с другой – является дополнительным стимулом продолжать игру. С какого возраста ребенку допустимо познакомиться с ММО?

Несмотря на то, что возрастные ограничения часто регламентируется самими производителями, не стоит погружать ребенка в ММО игры до 11-12 лет. Как клинический психолог я объясняю это не только наличием насильственных моментов в игре, но и тем, что такие игры действительно очень крепко привязывают ребенка сюжетом, отношениями и реалистичность. Это требует от ребенка уверенного самоконтроля, умения планировать, становить цели, расставлять приоритеты, понимать последствий своих действий. За эти функции отвечают определенные зоны мозга, которые окончательно формируются только к подростковому возрасту. Именно поэтому ребенку младшего возраста бывает сложно самому контролировать свои действия или ограничивать себя в чем-то особенно желаемом. И родители должны принимать активное участие в воспитании ребенка и установке правил для него, так как сам он на это не способен.

5. Игровая зависимость, в отличии от интернет-зависимости, признана заболеванием. Известны даже плачевные случаи гибели детей от истощения, вызванные тем, что ребенок не мог покинуть игру. Тем не менее, так же как в случае с интернетом, увлечение ребенка той, или иной игрой, или жанром видео игр как таковым, не всегда обозначает зависимость. Хорошие игры, как и книги, могут стать ребенку увлекательным хобби, в которое он с удовольствием погружается в свободное время. Есть ли какие-то качества характера ребенка, которые могут указать на его склонность к зависимости?

Чаще всего интернет-зависимость понимается максимально широко, и игровую зависимость в нее включают. Есть исследования типологий зависимости, в которых отмечается некоторый список черт, характерных для интернет-зависимых людей: неудовлетворенность своим телом; замкнутость; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряженность, негативизм, независимость как особая ценность; завышенные ожидания от себя и заниженная самооценка; склонность к избеганию проблем и ответственности. Как можно заметить, многие качества можно увидеть у подростков. И действительно риск интернет зависимости возрастает с 2 до 25% именно у них.

При этом страдать интернет-зависимостью могут и взрослые, причем обычно она сопровождается и другими зависимостями.

6. Для профилактики зависимости стоит ограничивать время, проводимое ребенком с устройством. Но что делать в том случае, если зависимость от интернета, или игр уже на лицо и доставляет ребенку и его близким серьезные проблемы?

Если вы прошли по критериям и поняли, что интернета в жизни ребенка стало слишком много – это можно изменить.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

ü Обращайтесь к врачу. Зависимость – это болезнь (американская классификация психических расстройств выделяет интернет-зависимость в отдельную категорию), а вовремя болезни необходимо вы делаете это в первую очередь, поэтому обязательно проконсультируйтесь со специалистом (психиатром, психологом, неврологом). Не замалчивайте, не ждите, что вот-вот ребенок переключится на другую занятость. Чем больше вы ждете, тем сильнее ребенок втягивается в привычку. Кроме того, зависимость часто сопровождается такими состояниями, как депрессия. Вот почему еще нужен врач.

- Проанализируйте, от чего именно ваш ребенок больше всего зависит в интернете: игры, общение, соцсети, поиск информации, знакомства. Многие исследователи считают, что компьютер и интернет – это всего лишь средство, поэтому ключом к помощи ребенку будет правильное понимание того, что он получает в интернете.

- Привлекайте друзей и значимых людей. Часто зависимый становится замкнутым, перестает общаться с окружающими. Это влияет на атмосферу и отношения дома. Если близкие будут понимать причины, то могут активнее участвовать в реабилитации зависимого.

- Выработать правила, которых будут придерживаться все члены семьи. Например, нет телефону за столом и во время совместного досуга и т.д.

- Говорите с ребенком. Выстраивать доверительные принимающие и понимающие отношения с ребенком.

Опишу простую технику разговора с ребенком.

Шаг 1. Перед разговором подумайте о цели разговора – чего вы хотите? Чтобы ребенок меньше времени проводил за компьютером и телефоном? Наверно, вы переживаете, что он сильно отошел от реальности? Не знаете, что происходит в его жизни? Об этом, конкретном, и надо говорить…

Шаг 2. Выбрать время для разговора. Нет смысла подходить к ребенку, когда он в интернете, скорее всего вы не добьетесь отклика. Дождитесь подходящего момента - перерыва.

Шаг3. Разговор без обвинения. Искренний, от вашего лица, с фразами от себя. «Дорогой, я все чаще и чаще вижу тебя за компьютером и реже говорю с тобой. Вижу, что тебе интересно там, но, так как это в компьютере, я не понимаю, что это. Не подумай, что я хочу контролировать тебя, мне действительно интересно, что ты делаешь». И вам должно быть интересно, либо не заходите к ребенку с таким разговором. Не обвиняйте интернет – он не причем. Не нападайте на этого «друга» – вы автоматически попадете в немилость.

Шаг 4. Привлеките ребенка. Предложите совместную деятельность или помощь вам, чтобы ребенок почувствовал свою значимость и нужность.