Как один фестиваль помог вернуть улицы людям

30.03.2018

СУВОН, Южная Корея — это шумный город с населением в 1 миллион человек, который все знают в качестве дома Samsung, титана по производству широкоэкранных телевизоров и смартфонов. Но два года назад Сувон стал также известен среди транспортных проектировщиков как город, в котором проводится эксперимент по угнетению автомобилистов.


Ровно один месяц 2013 года более 4 тысяч жителей исторического района Хэнгун-Донг использовали для передвижения автобусы, велосипеды и собственные ноги, оставив свои автомобили. Им также выдали велорикши, новые модели электро-велосипедов и сигвеев. 

Всё это было частью "Всемирного фестиваля экологической мобильности". Пять сотен экспертов со всего мира собрались в Сувоне, чтобы поделиться своими стратегиями по возвращению городских улиц людям. Жители Хэнгун-Донг прожили 30 дней в одной из предлагаемой специалистами "утопий". Дети играли на улицах, некогда забитых автомобилями. Многие местные жители старшего возраста и люди с ограниченными возможностями перестали сталкиваться с проблемами при пересечении перекрёстков. Люди гуляли. И они разговаривали друг с другом словами, а не рёвом моторов и звуками клаксонов. 

В качестве журналиста, освещавшего фестиваль, я тоже гуляла по улицам. Было очень интересно наблюдать, как жители воспринимали изменения и адаптировали свою жизнь на территории, свободной от автомобилей (я покинула фестиваль, вполне вдохновлённая для того, чтобы начать постоянно передвигаться на велосипеде — я никогда не делала этого, не считая тренировок в далёком детстве). 

Сейчас второй фестиваль "Экологической мобильности" проходит в Йоханнесбурге, ЮАР. В местном даунтауне под названием Сэндтон, в котором за день можно увидеть 80 тысяч автомобилей, перекрыты некоторые дороги и ограничено движение транспорта на этот октябрь. Без фестивального сопровождения переоценка приоритетов в сторону пешеходов, велосипедистов, в сторону пассажиров общественного транспорта на отдельных улицах и в целых районах происходит в городах от Осло до Мадрида и Мехико. 

Церемония открытия фестиваля в Йоханнесбурге заставила меня вспомнить о Сувоне. Задуматься о том, какие изменения смог произвести всего лишь один месяц без автомобилей. Несколько недель назад я вернулась в Сувон, чтобы пообщаться с жителями, с активным мэром этого города и увидеть всё своими глазами. 

Один месяц без автомобиля

Несмотря на то, что Сувон находится всего в часе езды от Сеула, достаточно силён контраст: в отличие от столицы Кореи, города стеклянных небоскрёбов и загруженных хайвеев, район Хэнгун-Донг состоит из коммерческих и жилых зданий высотой всего в 2-3 этажа. Он окружён стенами древней крепости Хвасонг, внесённой в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и очень смахивает на историческое поселение. Около половины населения Хэнгун-Донг это пожилые люди. 

Мэр Йам Тэ-янг является главным сторонником введения ограничений для автомобилей. В 2010 году он избрался главой города с намерением сделать Сувон "эко-столицей" Южной Кореи. Тогда он поставил задачу: сократить количество выбросов в атмосферу в городе на 40% к 2030 году — это примерно в два раза выше, чем национальный показатель.

Йам объединил усилия с Всемирной ассоциацией местных органов власти, занимающейся вопросами устойчивого развития, и одна его идея нашла воплощение в глобальном ивенте. Ассоциация придумала термин "экологическая мобильность", которая она определяет как "интегрированное, общедоступное и экологически чистое передвижение пешком, на велосипеде и на общественном транспорте". 

Городская власть Сувона вложила 10 миллионов американских долларов. Кроме проведения фестиваля, деньги пошли на расширение тротуаров, специальное искривление дорог, строительство подземных туннелей для автомобилей и создание небольших зелёных зон на свободном пространстве. Также город предоставил бесплатные уроки езды на велосипеде для жителей Хэнгун-Донг.

Сувон стал витриной для демонстрации всех видов альтернативной мобильности
Сувон стал витриной для демонстрации всех видов альтернативной мобильности

Часть денег была потрачена на ремонт изношенных фасадов. Ведь гуляющим людям надо смотреть на что-то красивое. Для обновления некоторых зданий было необходимо, чтобы владельцы бизнеса в этих домах закрыли свои заведения на 4 месяца. Многие бизнесмены жаловались на такое положение дел, но мэр говорит, что это был принципиальный момент: "Мы хотели, чтобы жители поняли, что это не разовая акция, а долгосрочный проект, призванный оживить городские кварталы". 

Многие жители были не в восторге от того, что им придётся отказаться от своих автомобилей. "Мэрия провела серию встреч и опросов населения, чтобы исключить возможные проблемы ещё на стадии проектирования", — говорит Ки Но Хон, менеджер по городской транспортной политике. Город также открыл колл-центр для приёма жалоб и предложений жителей. 

Некоторые возникшие трудности решили с помощью послаблений для автомобилей: разрешили грузовому транспорту привозить товар в магазины и ездить на автомобилях людям, у которых есть трудности с передвижением пешком или на велосипеде. Несмотря на усилия мэрии, в книге Конрада Отто-Циммермана, секретаря Ассоциации, отмечается, что некоторые критиковали перепланировку территории как насаждаемую сверху и "недостаточно прозрачную".

сравнение улиц Сувона в 2010 и в 2014 (Urb-i/Daum Maps)
сравнение улиц Сувона в 2010 и в 2014 (Urb-i/Daum Maps)

Возвращение в Сувон

"Я думала, если мы уберём машины, то у меня будет меньше клиентов. В итоге их стало ещё больше, потому что увеличилось и количество людей на улице"

Спустя два года на улицах Хэнгун-Донга не осталось никакого духа праздника, но тротуары всё ещё полны пешеходами. Автомобили вернулись в район, но местные жители говорят, что их теперь меньше, а водители стали водить аккуратнее. Гуляя по улицам, я заметила, что дороги внутри Хэнгун-Донга стали менее загруженными, чего нельзя сказать о тех, которые были вне зоны, свободной от автомобилей. 

Полное отсутствие машин кажется маловероятным в ближайшее время. Мэр говорит, что для достижения этой цели потребуется 3-4 года. Но появился общественный запрос на постепенное изменение городской среды, который подталкивает Хэнгун-Донг в нужном направлении.

Чо Эхва говорит, что расширение тротуаров и успокоение трафика дало больше клиентов
Чо Эхва говорит, что расширение тротуаров и успокоение трафика дало больше клиентов

Так горожане добились принятия городского постановления, которое ограничивает максимально разрешённую скорость внутри кварталов до 30 км/ч (национальное законодательство запрещает устанавливать максимальную скорость ниже этой отметки). Жители сообща даже стали проводить безавтомобильные субботы на Гонбанг-стрит, одной из самых оживлённых улиц, окружённой ресторанами и арт-шопами. Хван Йонг, 51-летний лидер соседского сообщества, говорит, что это "маленький шаг" к возрождению фестивального опыта 2013 года. 

"Я провёл здесь 50 лет своей жизни. Я помню, как я рос на этих улицах, пока на них не появились машины", — говорит Хван. Сейчас, во время суббот без автомобиля, вы можете увидеть детей на скутерах и не бояться прогуливаться пешком. В следующем году сообщества Хвана — совместно с городской властью — будет организовывать безавтомобильные субботы дважды в месяц. Он надеется сделать это мероприятие еженедельным уже к 2018 году. 

Недвижимость в этом районе сейчас в цене. Сразу после фестиваля здесь открылось 17 домашних лавок, и этот район стал процветающим центром торговли едой, говорит Йонхи Пак, директор Ассоциации в Сувоне. 

Один бизнесмен, который заметил разницу — это Чо Эхва, владелец традиционного корейского ресторана на Хвасон-стрит. Чо говорит, что было тяжело закрывать заведение для ремонта фасадов, но дело пошло в гору во время фестиваля и с тех пор не прекращало свой рост. Раньше она обслуживала около 200 клиентов в обычный день, теперь количество посетителей составляет в среднем 250 человек в день и может достигать 300. 

"Я думала, если мы уберем машины, то у меня будет меньше клиентов. В итоге их стало ещё больше, потому что увеличилось и количество людей на улице", — вспоминает Чо. 

"Прогулки объединяют людей"

Во время разговора Чо указала на машину перед рестораном. "Автомобиль занимает слишком много места, которое могли бы использовать пешеходы", — говорит она. — "Он закрывает вид на улицу от моих посетителей, который мог бы создавать ощущение обеда на свежем воздухе". Некоторые рестораны воспользовались широкими тротуарами и расставили столики и стульчики для приёма пищи вне помещения. 

Чо и другие люди указали на социальные преимущества, которые дал фестиваль и дают субботы без автомобилей. Пак Йонхи говорит, что чем больше горожане гуляют, тем чаще они общаются друг с другом, а это понемногу помогает создавать городское сообщество. "Прогулки объединяют людей в городах, помогая создавать социальный капитал, необходимый для устойчивых сообществ", — подчёркивает она.

Местные художники Ах Ли Кюнг и Ро Юнна жили всего в нескольких домах друг от друга, но никогда не встречались до фестиваля в 2013 году. С тех пор они стали хорошими друзьями, а ещё они сотрудничают по проектам, которые демонстрируют местный талант и связывают старых и молодых жителей города. Например, с помощью экспонатов на выставке послевоенных фотографий, сделанных в Сувоне. "Теперь у нас есть местная сеть художников, которые могут более эффективно сотрудничать в разных проектах, в отличие от прошлых лет, когда мы ничего не знали о наших соседях", — говорит Ли. 

Сувон продолжает активно продвигать велосипед в качестве средства передвижения и после фестиваля. Прямо сейчас город закупает 6 тысяч новых велосипедов для городского проката. Он будет оснащён системой, которая рассчитывает стоимость аренды на основе расстояния, а также позволяет оплачивать аренду бесконтактной банковской картой. 

В любой день общественная площадь Хвасон-плаза заполнена родителями, которые учат своих детей ездить на велосипеде. Однажды днём я смотрела на маленьких велосипедистов и вдохновлялась ими. В итоге я арендовала велосипед в магазине по цене меньше чем доллар за час, а вместе с ним получила несколько советов для новичков от продавца. Методом проб и ошибок спустя полчаса я научилась балансировать на железном коне и даже сделала несколько кругов по площади. 

Национальная модель

Сегодня Сувон продолжает расширять тротуары и успокаивать трафик в большей части города. Национальная ассамблея теперь рассматривает этот город в качестве примера для тиражирования подобного опыта и в других уголках Южной Кореи в рамках обновления экономики. Представители других стран приезжают сюда, чтобы увидеть реализацию проекта и узнать о практиках, которые они могут применить у себя.

Йам говорит, что опыт Сувона это непрерывный процесс поиска решений и оценки способности городского сообщества адаптироваться к изменениям среды. Несмотря на успешную практику месячного отказа от автомобилей, город не готов навязывать свои идеи по деавтомобилизации во всём городе. Это было бы равносильно запрету некоторым людям владеть авто, как считает мэр города. Вместо того, чтобы использовать кнут, городские власти пытаются показать автовладельцам, что есть выгодные и удобные альтернативы личному автомобилю.

"Мобильность — это основное право человека", — считает Йам. — "Из-за роста городского населения мы не можем полагаться на сценарии городского развития, основанные на автомобилях". 

Оригинальный материал написан Анной Валмеро (Anna Valmero) для citiscope.org в 2015 году.