Управляй как ниндзя. Секреты японского менеджмента.

Сегодня мы разберемся в секретах японского менеджмента. Почему японского? Вот немного фактов:

  • В Японии на 1000 рабочих в автомобильной промышленности приходится 25 дней прогулов. В США этот показатель в 14! раз больше.
  • Японские поезда являются самыми пунктуальными в мире: их средняя задержка составляет всего 18 секунд.
  • Японские системы качества основываются на принципе: 98% проблем – заложены в менеджменте и лишь 2% брака – следствие действий рядовых исполнителей.

В японской модели управления можно выделить 6 характерных принципов:

- Гарантия занятости и обстановка доверия

- Открытость и ценности корпораций

- Управление основывается на статистике

- Главный ориентир – качество

- Постоянное присутствие руководства на предприятии

- Чистота и порядок

Эти принципы позволяют оставаться Японии одной из ведущих экономик мира, а ее людям – самыми вовлеченными в работу людьми.

Гарантия занятости и обстановка доверия

Такие гарантии уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством.

Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для карьерного роста, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией.

Стабильность также способствует улучшению взаимоотношениями между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании.

Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

Открытость и ценности корпораций

Когда все управляющие и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.

В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты.

Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов.

Управление основывается на статистике

Сбору данных и их систематическому использованию придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла.

Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но главным образом причины неисправности и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.

Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей, и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

Главный ориентир – качество

Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. Их главная забота - получение точных данных о качестве.

Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и в итоге в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

Постоянное присутствие руководства на предприятии

Чтобы быстро справиться с затруднениями и содействовать решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управленческий персонал прямо в производственных помещениях.

По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств.

В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Чистота и порядок

Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.

​Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

Вывод: Невооруженным взглядом видно, насколько эта модель управления отличается от нашей, но в руках каждого руководителя - от бригадира до президента компании взять за правило пример восточных коллег для достижения благоприятной обстановки на рабочем месте и повышения качества производимых товаров и услуг.