Дети, одетые как взрослые

31.03.2018

Они смотрят на нас с портретов – маленькие, но при этом совершенно серьёзные и самом деле взрослые люди. То, что на самом деле это дети, выдают только личики – с пухлыми румяными щеками и большими глазами. Но даже выражение этих глаз на самом деле больше подходит взрослым. А уж одежда!..

Одежда ребёнка на протяжении долгих эпох – почти точная копия одежды взрослого. Только уменьшенная. Вне зависимости от того, принц ты или нищий.

Детский костюм станет детским, приспособленным к нуждам ребёнка, когда взрослые начнут понимать – что это такое, детство; и процесс этот, утверждение начал современной системы воспитания, начнётся только в XVIII веке. Начнёт меняться и костюм, а до того...

Если мы обратимся к античности или к раннему Средневековью, то увидим, что одежда в пору была относительно "естественной" – не сковывала движений, не изменяла тело. И античный хитон, и средневековая туника равно подходили и взрослому, и маленькому.

А вот в период позднего Средневековья одежда начнёт усложняться, и процесс этот, усилившись в эпоху Ренессанса, растянется на долгие столетия. Одежда не просто усложнялась, она при этом меняла форму тела. Сложные рукава, тесные лифы, жёсткие корсеты, каркасы для женских юбок...

Рядить во всё это совсем уж маленьких детей, когда они вырастали из пелёнок, было бы сложно, и взрослые нашли выход. Они немного продлили период младенчества, и мальчики с девочками до трёх-четырёх лет (а иногда только до двух) стали носить одёжки, такие же, как и те, в которые их одевали, когда они ещё не умели ходить – длинные платьица, во многом напоминавшие сорочки. Правда, совсем отказаться от взрослых деталей при этом не могли (например, от декольте – если речь шла о девочках), зато дополняли передничками и чепчиками (кстати, очень похожими на те, что мы и ныне надеваем на малышей). И всё-таки была именно детская одежда. Первая в истории, заметим.

После этого костюм ребёнка становился уже копией костюма взрослого. Со всем достоинствами, но, главное, и со всеми его недостатками. Известный философ Джон Локк писал в 1693 г.: "Я видел столько детей, терпевших от тугой шнуровки... Узкая грудь, короткое и зловонное дыхание, слабые лёгкие и искривления – естественный и почти постоянный результат жёсткого корсета и платья, которое жмёт. Этот способ формирования тонких талий и изящных форм служит в действительности только к вящему обезображиванию их".

В начале XVIII века вновь после векового перерыва вошли в моду жёсткие каркасы для юбок, и надели их не только взрослые дамы – сохранились записи о двух маленьких англичанках, на одну из которых юбку с фижмами надели уже в трёхлетнем возрасте, а другая, пятилетняя, сама выпрашивала их родителей; едва могла в них при этом двигаться, но уж очень хотелось...

В моде были жёсткие, накрахмаленные круглые белоснежные воротники, подпиравшие щёки? Их носили и родители (если, конечно, принадлежали к обеспеченным слоям общества), и дети. В моде были воротники, напротив, отложные, широкие, закрывавшие плечи, обшитые кружевом или целиком из кружева? То же самое. Для парадной взрослой одежды могли использовать жёсткую парчу или гладкий атлас, и их же – для детской.

Вторая половина XVIII века стала периодом серьёзных изменений в детском костюме – осознав детство как особенный период в жизни человека, взрослые начали придумывать варианты одежды, которая позволяла эту жизнь активнее познавать, и была куда более рациональной, чем раньше.

Кроме того, в конце этого века и в начале следующего произошло сближение детской и взрослой моды – взрослая в этот период (в основном это касается женского костюма) серьёзно упростилась, и, как писали, "девочки и женщины снова оказались схожими в одежде; получилось так, что девочка, родившаяся в 1780 г., носила один и тот же стиль платья с младенчества и вплоть до достижения ею тридцатилетнего возраста, ибо её детское платье стало провозвестником новой взрослой моды".

А вот с 1820-х годов начинается своеобразный откат назад – женская мода вновь усложнилась, впереди вновь маячили жёсткие корсеты, дающие тонкую талию, и пышные юбки, и мода для девочек начинает вновь идти след в след за модой для взрослых женщин. Главное отличие – это длина подола, у девочек платья были значительно короче. Во всех же остальных отношениях, вплоть до тонкостей отделки, это был тот же самый костюм, разве что, по одному меткому выражению, "рассмотренный в уменьшительное стекло". Ну а мальчики... Мальчики до определённого возраста тоже носили платья! Но это отдельная история.

Словом, только к началу XX века детский костюм начнёт освобождаться от диктата взрослой моды. И правильно. В конце концов, диктатура – это плохо, даже если речь идёт всего лишь о платьицах!