Маленький лорд Фаунтлерой

30.03.2018

Сентиментальная и немного наивная — но таковы законы жанра, — эта книга, которая вышла в 1885 г., стала, что называется, классикой детской литературы. «Маленьким лордом Фаунтлероем» зачитывалось множество поколений детей и… их мам. И костюм для мальчиков, названный в честь главного героя книги, навсегда вошёл в историю моды.

Надо сказать, в самой книге он описан довольно кратко: «Граф же увидел стройную детскую фигурку в чёрном бархатном костюме с кружевным воротником и локонами, вьющимися вокруг красивого открытого лица с прямым и дружелюбным взглядом. Если замок походил на дворец из волшебной сказки, то надо признать, что маленький лорд Фаунтлерой, сам того не подозревая, весьма походил на крошечного, хотя и крепенького, сказочного принца».

Фрэнсис Бёрнетт, написав эти строки, и не подозревала, что в скором времени подобные костюмы заполонят Америку и доберутся до Европы. В сущности, она описала то, во что одевала собственных сыновей, Вивиана и Лайонела. Как многие женщины, миссис Бёрнетт шила детскую одежду сама, но, будучи дамой с фантазией — что и позволило ей стать известнейшей детской писательницей своего времени, — сумела создать очень привлекательный образ.

Нельзя сказать, что она создала нечто совершенно новое. Бархатные костюмчики, разумеется, носили и раньше. Более того, встречались и весьма романтические варианты. В модных журналах писали: «Среди костюмов, на которые нас вдохновляет искусство, самый нами любимый — в стиле Карла I, как для мальчиков, так и для девочек. Маленькие «кавалеры» в туниках и коротких штанишках из плюша, с яркими шёлковыми кушаками и «вандейковскими» воротниками».

Широкие отложные белые воротники, кружевные или же отделанные кружевом, были отличительной деталью костюма, и мужского, и женского, в первой трети XVII века и остались запечатлёнными на работах известнейшего придворного художника той поры, Антониса Вандейка. Век спустя, когда появилась мода надевать платья в духе предыдущих эпох — порой на маскарад, порой для того, чтобы быть запечатлённым на парадном портрете, — такие воротники стали называть по имени рисовавшего их художника, и название это сохранилось по сей день. На знаменитом портрете работы не менее известного художника Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом», написанном в 1770 году, как раз и изображён такой костюм в стиле XVII века — голубой атлас, «вандейковский» воротник.

В бархат и кружева мальчиков наряжали и до выхода книги, и всё-таки именно «Маленький лорд Фаунтлерой» породил небывалую до того волну увлечения романтическим образом, который включал: штанишки до колена, визитку (сюртучок со скруглёнными полами) из чёрного бархата, рубашку с кружевным воротником и, если была такая возможность, ещё и волосы, завитые в локоны. Маленький принц, маленький паж, маленький лорд…

Костюм могли дополнять: шотландский берет, матросская шляпа с широкими полями, другие головные уборы; вместо отложного воротника могло быть пышное жабо, а иногда — и то, и другое вместе. Можно было делать манжеты с оборками или обойтись без них. Обувь выбирали по вкусу, чулки могли быть разной длины; на некоторых мальчиков надевали переходный вариант между младенческим платьицем и штанишками для более взрослых детей — туники, которые при всём своем разнообразии в основном были жакетами с длинной баской, то есть фактически платьем (или пальтишком) и носились без штанов.

В идеале костюм должен был быть из бархата, но не все могли себе позволить дорогую ткань, которая к тому же была достаточно плотной и тяжёлой, так что порой его шили из более практичных материалов, а на лето выбирали более тонкие ткани. Можно было варьировать и цвет — в основном, конечно, чёрный, но иногда и тёмно-красный, тёмно-зелёный, тёмно-синий или коричневый. Можно было надеть не весь «набор» полностью, а только использовать вместе с другими костюмами отдельные его элементы — скажем, отделанную кружевом рубашку. Словом, варианты были разнообразными, и с течением времени — и моды — они менялись.

По сути этот костюмчик идеального мальчика воплощал собой представления об английском аристократизме, а заодно и о счастливом, обеспеченном, не знающем нужды детстве. Эта мода нравилась женщинам, как взрослым, так и маленьким, так что матери и сёстры были в восторге. Но было бы несправедливо умолчать о том, что сами герои, которых наряжали подобным образом, всё это не особенно одобряли. В костюмчики «маленький лорд Фаунтлерой» одевали в основном мальчиков в возрасте от трёх до семи-восьми лет, но иногда и более взрослых, вплоть до подросткового возраста. А вот теперь представьте мальчишку лет семи, которого нарядили в бархат и кружева, велели держаться особенно сдержанно, да ещё и завили — если он был обладателем достаточно длинных волос — пышные кудри. А то и перевязали их ленточками, как это было модно во Франции!

Не забываем: XIX век — это век строгих мужских костюмов. Времена, когда джентльмены были разодеты не менее пышно, чем леди, ушли в прошлое. Мальчишки всегда остаются мальчишками, и примером для подражания были отцы, а не затейливо наряженные кавалеры предыдущих эпох. Так что, судя по воспоминаниям, для многих из них костюм маленького лорда был настоящим наказанием. «Сущим проклятием», как откровенно выразился один бывший мальчик семьдесят лет спустя.

Разумеется, пик моды пришёлся на вторую половину 1880-х годов, когда вышла книга, и следующие десять лет. Однако костюмчики в этом стиле носили вплоть до Первой мировой войны. Разве что рубашки стали менее пышными и меньше выглядывали из-под сюртучка, да и локоны почти исчезли. Однако и после войны, которая своими ветрами унесла многое, в том числе и сложные, изобилующие деталями наряды предыдущей эпохи, матери порой не могли устоять против обаяния романтического образа и наряжали сыновей в костюмы, напоминавшие о тех временах.

Да что там, буквально вплоть до 1970-х годов бархатный костюмчик и нарядная рубашка не исчезли окончательно.

Разумеется, не всякий такой костюм можно назвать именно нарядом «маленького лорда Фаунтлероя», но, если знать о первоисточнике, почти всякий о нём напомнит. И знаете, это неплохо. Ведь, в конце концов, главным в герое книги было вовсе не то, что он лорд, а то, что он добросердечный, искренний, щедрый, заботливый и способный на глубокую любовь мальчик. Очень хороший мальчик. Бархат и кружева — это не главное.