Христианство в России может исчезуть через несколько десятков лет

Ученые-социологи предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом всё растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран.

Христианство "не в моде" в Европе

Еще 10 лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые люди приходят сюда только пофотографироваться, жалуется один из монахов-капуцинов.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, девяносто один процент чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

"С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией", — говорит ученый.

Отсутствие "религиозной принадлежности", по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются "плывущими против течения".

"Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины", — подчеркивает Булливант.

"Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет", — убеждён он. Исследователь считает, что "лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать".

Сколько атеистов в России?

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество - например, количество атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в "похожей с ней по культуре" Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из европейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и остальных религиозных течений.

Что интересно, лишь 4% верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего службы посещают в Эстонии (2%).

"Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность. Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?" — комментирует профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

Вместе с тем уменьшение численности христианской молодежи создает серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

"Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию", — сообщил английским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хоть этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается лишь неофициальными обсуждениями.

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь закрывает около 20 храмов за 1 год, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково было наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

"Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды. Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, читающих глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом. Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве", — сетует он.

Между тем молодые люди "очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии". Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

"Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно вынуждены искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах", — заключает представитель РПЦ.