Болеть за Спартак

31.03.2018

Сегодня речь пойдет о том, куда исчезает спартаковский дух и почему Спартак теряет звание «народной команды»

Пролог

Московский «Спартак» в рамках программы «Spartak Kids» провел на площадке своего стадиона пресс-конференцию с участием детей в возрасте до 14 лет. Мероприятие носило свободный и очень позитивный характер. Веселые детские взгляды, по-настоящему ребяческие вопросы из разряда «каким супергероем вы хотели бы стать?», огромный позитив, который так необходим и принимавшим участие в конференции игрокам и юным болельщикам клуба. Это дело, попади оно в рассказ «Что такое хорошо, и что такое плохо?», Владимир Маяковский однозначно бы отнес к списку хороших.

  • Детская пресс-конференция в рамках программы лояльности «Spartak Kids» была проведена на территории стадиона «Открытие Арена» 24-ого марта (фото: сайт ФК «Спартак»)

Однако действительно ли детская пресс-конференция — то, чем должен заниматься департамент по связям с общественностью? Естественно, ничего негативного в этом нет, если бы не одно «но»: огромная армия преданных фанатов по всей стране от мала до велика со слезами на глазах бегут к футболистам команды, чтобы просто сфотографироваться или сказать слова поддержки. Только вот в отличие от программы лояльности «Spartak Kids», взрослая программа общения с болельщиками в московском «Спартаке» похоже вообще перестала проводиться, а все связи ограничиваются интернет-конкурсами за телефон BQ и редкими мероприятиями в перерывах домашних матчей. 

Почему клуб не идет на контакт с массовой аудиторией? Почему не происходит активной работы с социальными сетями? Почему все реже футболисты проводят встречи с болельщиками и автограф-сессии? Где хоть какая-либо социальная политика клуба?

Социальные сети

Мы — дети прогресса. Поколение социальных сетей и интернета. Вся наша жизнь умещается в маленькой коробочке с экраном, распознающим касания наших пальцев. Все, что происходит в мире, мы узнаем из этой самой коробочки. Новости, работа, друзья, отношения -абсолютно вся наша жизнь сейчас здесь, в телефоне с доступом в интернет. Задумайтесь об этом, а мы пока что разберемся, задумывается ли об этом же руководство футбольного клуба «Спартак».

На данный момент на просторах социальной сети «ВКонтакте» существует более десяти крупных (свыше 50000 подписчиков) групп и публичных страниц, посвященных футбольному клубу «Спартак Москва». Все они разнообразны, во всех работают разные редакторы, модераторы и администраторы. Эти группы выкладывают множество новостей, инсайдов, производят собственный уникальный и интересный контент для широкой аудитории. В среднем, каждая такая информационная страница публикует около 40 постов ежедневно и в большинстве своем все они отличаются, но в то же время и дополняют друг друга. 

Теперь взглянем на официальную страницу клуба в социальной сети «ВКонтакте». На нее подписан почти миллион пользователей, записи сообщества набирают в среднем 50-70 тысяч просмотров. Но вот только этих самых записей почти нет. За последние трое суток на стене группы было опубликовано всего лишь 19 постов, большинство из них идут со ссылками на официальный сайт клуба, который имеет очень неудобную мобильную версию, практически непригодную для чтения. Во многом из-за отсутствия отношений с крупными ресурсами в социальных сетях сейчас у многих болельщиков команды возникает ощущение «информационного голода», и нам непонятны мотивы, по которым департамент по связям с общественностью абсолютно никак не общается с руководителями все тех же крупных сообществ.

  • Опрос проводимый в группе VK ФК «Спартак Москва» | Красно-Белое Братство

За всю историю работы в социальных сетях была предпринята лишь одна попытка сблизиться с руководителями фанатских групп. В начале 2016 года департамент по связям с общественностью ФК «Спартак Москва» приглашал на пресс-конференцию руководителей крупных сообществ. Сама встреча «была посвящена презентации совместного проекта трех партнеров в поддержку российского спорта, который станет отличным подарком для болельщиков». Под этим проектом подразумевалось сотрудничество футбольного клуба, автомобильного бренда Nissan и пивной марки Трехгорное. 

Оказалось, что администраторов сообществ, которых на той пресс-конференции было всего трое, пригласили не для диалога, а для того, чтобы в дальнейшем они просто разместили рекламу этого мероприятия в своих группах. Это было обязательным условием. Вот что об этом говорил присутствующий на самой пресс-конференции руководитель группы «ФК «Спартак Москва» | Красно-белое братство» Кирилл Куров: 

«Какие были условия: мы просто приезжаем на стадион, сидим, слушаем и просто выставляем пост. Мы сами задавали вопросы: Может быть, сделаем что-то совместное, что-то более интересное?. В ответ получили: Да-да, возможно, подумаем». Ответа, к сожалению, нет и по сей день».  Ретвит

Напомним, что это мероприятие проходило 17 февраля 2016 года, то есть более двух лет назад. 

Подводя итоги вышесказанного, можно констатировать тот факт, что никакой работы с внешними фанатскими группами и объединениями в социальных сетях официальными представителями ФК «Спартак-Москва» не ведется. Клуб нисколько в этом не заинтересован. А зря. 

Взаимодействие с болельщиками 

Есть ли у вас автограф хотя бы одного футболиста «Спартака», полученный на официальной автограф-сессии, а не у клубного автобуса рядом со входом в подтрибунные помещения или же при случайной встрече где-то в городе? Если ваш ответ «да», то вы определенно счастливчик!

За последние годы, к сожалению, игроки и руководство клуба все сильнее отдаляются от своих преданных фанатов, сердца которых пропитаны «спартаковским духом». Видно это и на примере общения футболистов с болельщиками. Если взять отрезок в два года и посмотреть историю автограф-сессий и встреч болельщиков с игроками «Спартака», то пальцев одной руки будет достаточно, дабы пересчитать их. 

Первая за последние два года автограф-сессия проводилась в магазине Red-White Store на «Открытие Арене» в рамках сотрудничества ФК «Спартак-Москва» с компанией Gorenje. В ней приняли участие полузащитники Квинси Промес и Ивелин Попов, а также защитник Сальваторе Боккетти. Проходила она 24 апреля 2016 года. Уделен ей был всего один час, но даже за это время ее успело посетить около тысячи желающих. Болельщики общались с игроками, получали заветные росписи на всех фанатских атрибутах -от шарфов до домашних кружек, - фотографировались и просто улыбались, потому что были счастливы. 

  • Очередь за час до начала автограф-сессии с Квинси Промесом, Сальваторем Боккетти и Ивелином Поповым. (фото: сайт ФК «Спартак»)

Вторая официальная встреча футболистов ФК «Спартак» была также организована в рамках соглашения с титульным спонсором, нефтяной компанией Lukoil. В Экспоцентре во время выставки автомобилей Фернандо и Мельгарехо на стенде Lukoil'a должны были раздавать автографы всем желающим. Начало мероприятия было запланировано на 12.00, однако многие болельщики приехали до открытия центра, чтобы занять первые места в очереди. В соответствии с законами жанра, сама сессия началась на час позже запланированного, и получилось, что некоторые фанаты ждали более трех часов. Так же стоит отметить, что вход на выставку был платным и за него каждый из пришедших красно-белых отдал 500 рублей. Вот на что готовы ради встречи с кумирами миллионы болельщиков по всей России. К 13.00 футболисты появились на своих местах и стали очень быстро раздавать автографы на заготовленных фотографиях. К сожалению для многих пришедших в тот день, получить заветную роспись смогли лишь первые 150 человек, хотя желающих было более трехсот. 

Эти слова писал в своем блоге один из пришедших на ту автограф-сессию: 

«Игроки, опоздавшие на час, задержались на дополнительные 10 минут чтобы сфотографироваться преимущественно с полицейскими и организаторами».  Ретвит

Безусловно, нельзя винить в этом игроков, ведь они связаны с клубом контрактом и делают то, что говорит им руководство. Они обязаны выполнять его требования и указания, и если сказано, что они должны быть где-либо не дольше положенного срока, то, скорее всего, именно так и будет. 

Так же стоит отметить и то, что порой футболисты сами проявляют инициативу в отношении встреч с болельщиками. Самыми яркими примерами являются посещения футболистами «Спартака» офиса главного объединения всех красно-белых -Фратрии. Например, в 2017 году ее офис посетили Денис Глушаков и Георгий Джикия. Не ограниченные рамками клуба, футболисты смогли спокойно пообщаться со всеми желающими, ответить на волнующие вопросы и провести целый день в окружении своих поклонников. 

Возвращаясь к теме официального клуба и его работе с болельщиками, можно сделать вывод, что две автограф-сессии, приуроченные к спонсорским программам, — это ничтожно мало. Как показал опыт, спрос есть, и он очень велик. Фанаты очень сильно хотят быть рядом со своими кумирами, пожимать им руку, обмениваться словами поддержки. Однако департамент по связям с общественностью будто бы не замечает этого и продолжает лишь отдалять клуб от принципов того самого «спартаковского духа» и статуса «народной команды».

Бездействие клуба в работе с фанатами может привести к серьезным последствиям в виде конфликта между собственными фанатскими группировками. Не секрет, что Фратрия за последние годы немного ослабила свое влияние на фанатов и похоже, что у Фратрии появляется альтернатива в виде парней с В-209, которые на матчах ведут себя обособленно, поют свои, новые кричалки. И с течением времени В-209 будет поддерживать все больше и больше болельщиков, потому что фанаты хотят свежих кричалок, свежих веяний в движ, которых сейчас очень не хватает. В какой-то момент, если на эту ситуацию не последует никакой реакции со стороны клуба, может начаться борьба за власть и фанаты расколются на два фронта, а это ни к чему хорошему никогда не приводит.

Социальная политика

Кто сегодня является законодателем моды в интернете? Блогеры и звезды (хотя порой это пересекающиеся понятия). Несмотря на то что многие из них живут богато, имеют огромную популярность и, в принципе, могут дальше получать деньги, не делая ничего важного для общества, порой они заставляют задуматься о людях вокруг себя не меньше, чем поучительные романы и повести величайших русских классиков. Некоторые из них собирают пожертвования своих подписчиков и организовывают поездки в детские дома. Другие снимают документальные фильмы на важные социальные темы, третьи просто с помощью своей медийности помогают оказавшимся в беде людям. 

Очень печален, но все же реален тот факт, что зачастую наша жизнь несправедлива и сурова. В нашей стране огромное количество детских домов, где дети мечтают о чуде. 

Теперь оставим лирику и вновь погрузимся в жизнь футбольного клуба «Спартак». Очень трудно вспомнить, когда официальное руководство клуба принимало прямое участие в каких-либо социальных акциях или решало социально-значимые вопросы. Футболисты «Спартака» за последние 5 лет не посещали детские дома, не выступали инициаторами и не поддерживали никакие действительно важные проекты именно в рамках клубных мероприятий и акций, а не добровольческих организаций. К сожалению, вся благотворительность заканчивается на редких бесплатных посещениях матчей детьми-инвалидами, которые выводят команды на поле. Безусловно, это очень важный момент, который заслуживает внимания, но достаточно ли этого?

Инициативные болельщики

Добрые и ответственные люди — вот залог любого общества, которое ставит своей основной задачей развитие каждого индивида в отдельности и всех людей в целом. К счастью, такие люди есть и в рядах огромной красно-белой семьи. В последнее время именно инициативные болельщики тянут репутацию футбольного клуба «Спартак» в вопросе социальной работы. Учреждаются благотворительные фонды, создаются организации активистов. Все это сейчас очень необходимо нашему обществу, ведь в первую очередь все мы — люди и поэтому должны быть добры друг к другу и помогать каждому, кто попал в беду. 

Одним из примеров таких благотворительных организаций является учрежденный в 2007 году благотворительный фонд «Красно-белое сердце». За 10 лет своей работы ребята при помощи активистов сделали огромное множество важных дел: они помогают собирать деньги для тяжелобольных детей из малоимущих семей, работают с детскими домами и интернатами, делая жизнь маленьких ребят ярче и привнося позитив в тяжелые и ужасные ситуации. 

Так, например, в июне 2017 года под началом «Красно-белого сердца» группа ребят из московского детского дома «Павлин» провела целый день на природе под городом Ногинском. Дети учились спортивному ориентированию в лесу, играли, купались в речке и искали самый настоящий клад! В тот день на лицах всех участников этого похода были видны самые искренние улыбки, ведь их жизнь хоть немного, но сделали ярче.

  • Участники мероприятия под руководством фонда «Красно-белое сердце», ребята из детского дома «Павлин» (фото: сайт фонда)

Говоря о планах фонда на будущее, одним из основных событий можно назвать запланированный на 26 мая фестиваль «Красно-белое сердце 2018». Самое масштабное мероприятие фонда, как всегда, приурочено к Дню Защиты Детей. В рамках фестиваля будет проведен турнир по мини-футболу среди болельщиков "Спартака", пройдет турнир среди детских домов и школ-интернатов, а также будет много интересных активностей для детей и их родителей.

Но не только лишь благотворительные фонды занимаются программами социальной работы, объединяя людей на почве преданности красно-белым цветам. Еще одним важным событием для всей аудитории спартаковских болельщиков являются разного рода сходки и футбольные матчи. И раз уж так получается, что официальное руководство клуба не работает по какому-то ряду причин над этим вопросом, то им занимаются обычные, рядовые болельщики команды. 

20 августа 2017 года руководство публичной страницы «Наш Спартак-Москва | Red-White Gladiators» организовало футбольный турнир среди всех желающих. Ребята сами нашли футбольный манеж и договорились о его аренде на целые сутки, организовали качественное техническое оснащение мероприятия, разыграли призы и просто дали возможность всем болельщикам «Спартака» еще раз почувствовать себя важной частью красно-белой семьи. 

Вот что говорили в тот день о мероприятии сами организаторы:

«Хотелось бы пожать руку и сказать спасибо каждому из вас, кто пришел на наше мероприятие. Ведь, как оказалось, вы приехали из разных городов России и только лишь для того, чтобы поучаствовать в нашем спортивном празднике. Очень надеюсь, что вам всем понравилось и никому не пришлось скучать. А еще вы точно дали нам стимул двигаться дальше, делать чаще подобного рода мероприятия, а также с удвоенной силой развивать наше сообщество». Ретвит
  • Участники турнира от страницы «Наш Спартак-Москва | Red-White Gladiators» (фото взято из сообщества)

На самом деле очень радостно, что в наше время, несмотря ни на какую отдаленность клуба от фанатов, находятся такие активные и целеустремленные ребята, которые делают действительно важные для всех болельщиков «Спартака» дела. 

Подводя итоги

Сегодня мы обсудили множество важных и острых тем, о которых необходимо говорить! Все мы хотим больше взаимодействовать с клубом, хотим видеть своих кумиров прямо перед собой, чтобы наша команда была по-настоящему народной, самой близкой к простым болельщикам 

Мы очень надеемся, что наши слова будут услышаны официальным Спартаком, и что они не будут проигнорированы, а также надеемся получимть хоть какие-то ответы на свои вопросы. И хотя мы и понимаем, что это сравни чуду, но все-таки от лица администрации сообщества «ФК «Спартак-Москва» | Красно-белое братство» ответственно заявляем, что хотим и готовы сотрудничать с любыми официальными структурами ФК «Спартак-Москва». У нас есть огромное количество идей и предложений. У нас есть заинтересованность в совместной деятельности с департаментом по связям с общественностью.

Мы можем быть полезны в 

  • организации различного рода мероприятий (турниры, встречи болельщиков, вечера памяти, автограф-сессии);
  • организации конкурсов;
  • информационной поддержке клуба;
  • осуществлении абсолютно любых идей;
  • в генерации новых идей.

К сожалению, сейчас общение между нами находится в мертвой точке, но мы верим, что если постараться и захотеть, то вместе можно сделать жизнь людей лучше, а также до высокого уровня развить взаимодействие между клубом и его преданными до конца жизни болельщиками. 

Ведь такое счастье - быть народной командой, и это дано не каждому!

* Данный текст не является оценочным суждением авторов, а представляет собой анализ информации из общедоступных источников, а также выражает общую тревогу болельщиков футбольного клуба «Спартак Москва» по поводу отсутствия былого взаимодействия клуба с фанатами.

Текст является интеллектуальной собственностью сообщества «ФК «Спартак Москва» | Красно-Белое Братство» и данного блога. Полное или частичное копирование материала разрешено только при обязательном указании сообщества и/или блога.

Авторы: Михаил Афонский, Александр Зинченко, администраторы сообщества

«ФК «Спартак Москва» | Красно-белое братство» в социальной сети «ВКонтакте»