Большинству геймеров со стажем, было бы трудно назвать две более знаковые игры в жанре шутера от первого лица, чем Wolfenstein 3D, тот, который считается родоначальником жанра, и DOOM, появление которого, которое изменило мир видеоигр навсегда.
Теперь вездесущий и самый распространенный в современной игровой индустрии жанр был когда то инновационной идеей. Wolfenstein 3D, разработанный id Software и выпущенный в 1992 году, имел все задатки классической игры, но в новом, совершенно незнакомом формате. Мир игры стал в 3D. Перемещаясь по коридорам и расстреливая нацистов, вы могли действительно почувствовать что находитесь в замке полным вражеских врагов. Правда, такие игры, как Battle Tank, предлагали некое 3D и ранее, но все это было без людей, просто техника, Wolfenstein 3D был первым, кто полностью сделал это в полноцветных пикселях и детальной графике. Короче говоря, это было путешествие того времени в 3D.
Компания id Software поняла в чем заключается будущее игровой индустрии и выпустила DOOM, сделанный в похожем ключе как Wolfenstein 3D, компания не только создала игрового титана, но и создала целую новую эру игр. Хотя больше не используется, термин DOOM-clone описываемый любую игру жанра, которая не была самой DOOM. Выпущенный только через год после дико популярного Wolfenstein 3D, DOOM переносил нас в космос, и добавил и добавил в качестве врагов демонов, вместо нацистов. С примесью сатанинской символики в 1990-х годах DOOM был объединением всех лучших игр десятилетия и, по мнению критиков видеоигр, также представляет все худшее из того же периода.
Wolfenstein 3D была первой главной игрой id Software после его дико популярной серии Commander Keen, и она радикально отличалась от этой игры. Компания хотела отойти от традиционных жанров и попробовать что-то другое. Джон Ромеро предложил им переделать старый стрелок замок Wolfenstein в 3D-шутер на основе движка разработанного Джоном Кармаком. Id Software сотрудничала с Apogee, чтобы выпустить игру в трех частях, и это был мгновенный успех как среди критиков, так и успех коммерческий.
И наоборот, убегая от успеха Wolfenstein 3D, команда id Software превратила его в DOOM, который, как и контраст между Commander Keen и Wolfenstein 3D, обеспечил резкий контраст между играми, разработанных компанией. В то время как остальная часть команды id старательно работала над 3D-приквелом Wolfenstein Spear of Destiny, Джон Кармак разрабатывал новый движок который и выстрелил в последствии в игре DOOM. Было решено в начале, что игра будет проходить в космосе и включать в себя все виды сумасшедших инопланетян.
Wolfenstein 3D, со своей стороны, опирался на классическое противостояние нацистам. Бродя по бесконечным коридорам, заполненным врагами, BJ Blazkowicz молотил их из всех видов оружия которые только смог найти, он конечно и сам плохой парень, но уничтожение сотни еще более плохих парней делает тебя практически хорошим. Нацисты были “страшными”, но не в смысле ужасающих тварей DOOM. Две игры разделяют одинаковый стиль геймплея, но атмосфера каждой настолько радикально отличается, что эффект впечатляет.
Не поймите нас неправильно, парнишка из DOOM также жесткий человек, и он также сталкивается с врагами, миньонами из ада. Все просто по-другому, когда вы имеете дело с бароном Ада, а не с каким-то парнем, кричащим “Ахтунг!” на вас. Кроме того, действия DOOM происходит на заброшенной космической станции, основанной на одной из лун Марса. Все темно и чуждо, и звук, не раздражает, как в Wolfenstein 3D, действительно ты поддаешься страху.
Wolfenstein 3D во многом был верен своему духу. В качестве ремейка классического аркадного шутера, Castle Wolfenstein, Wolfenstein 3D пытались подражать ей. Настоящая цель была в том, чтобы убить всех в вашем поле зрения. DOOM, с другой стороны, предложил более слоистый путь, используя звук, атмосферу, графику и музыку для полного пакета, где ужас был частью игры.
Wolfenstein 3D определенно осветил открыл новый жанр и основал его во многих отношениях. о DOOM также очень важен, культурное влияние которое оказал DOOM на игровую индустрии переоценить не возможно. Обе игры подстегнули дебаты о насилии в видеоиграх, это и начало многопользовательской революции, это была одна из первых “условно-бесплатных” игр, которые ворвалась в списки бестселлеров и ставшей такой же популярной как и тетрис, одна из единственных игр, которые вы можете найти почти в каждой игровой системе, в каждом формате, когда-либо выпущенном с момента её дебюта.