ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ КИТАЯ

27.04.2018

Многие методы психотехники боевых искусств Востока используются в современной психологии воздействия. Это и аутотренинг Шульца, и ролевые игры, и нейролингвистическое программирование, и, наконец, различные виды медитации. При этом, утверждение некоторых представителей западной психологии и педагогики о том, что Восток, как и раньше, тщательно хранит свои тайны, справедливо только отчасти. Наш опыт совместной работы и обучения у китайских специалистов по боевым искусством свидетельствует о доступности в понимании восточного менталитета. Ярким подтверждением тому служит 2-е место команды кафедры спортивно-боевых единоборств СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта на Всемирном фестивале спортивного ушу в Шанхае (1992 г.), когда были побеждены фавориты соревнований команды Японии, Вьетнама, Кореи. Первое место было присуждено команде Китайской Народной Республики. Знаковым событием этого праздника боевых искусств Китая было вручение Шанхайским Реабилитационным Союзом главному тренеру команды С.-Петербурга С.Г. Гагонину диплома «Эксперта высшей квалификации по тайцзицюань». В данной статье раскрываются философско-психологические основы этого наиболее «закрытого» вида боевых искусств Востока.

Ключевые слова:

Боевые искусства, даосизм, инь, медитация, психология, религия, саморегуляция, спортивно-боевые единоборства, тайцзи, тайцзицюань, ушу, философия, цигун, ян.

Текст статьи

Известно, что в основе тайцзицюань заложены философские концепции даоссизма, одна из которых «Великий предел» - «Тайцзи» составляет определяющую часть названия этого боевого искусства: «Бокс Великого предела» или «Кулак Великого предела».

Тайцзи означает гармонию и единство макро и микро мира, что является одним из фундаментальных положений даосизма и к которому должны стремиться занимающиеся внутренними стилями ушу. Характерно, что основоположники даосизма рассматривали эволюцию человеческого тела тождественно эволюции космоса.

Искусство тайцзицюань не религиозно. Им можно заниматься, не опасаясь войти в противоречия с какими-либо религиозными убеждениями. Более того, тайцзи может способствовать в достижении основополагающих целей представителям различных конфессий, включая атеистов. В КНР тайцзицюань практикует огромное число адептов, невзирая на философско-религиозные убеждения. При этом, достаточное количество занимающихся получают огромную пользу только от тренировок физического тела, оставляя в стороне эмоциональные, психические и духовные аспекты.

Сравнительный анализ деяний и заповедей великих святых и подвижников разных конфессий доказывает общность целей и теологических подходов. Следует заметить, что и современная наука постепенно отступает с позиций воинствующего материализма. По мнению академика Н. Бехтеревой «Наука вошла в ту фазу, когда она подтверждает, прямо или косвенно, ряд положений религии»

Все великие мировые религии можно рассматривать на двух уровнях: популярном, ритуально-показном и на высшем, религиозно-философском. Большинство обывателей воспринимают религию ритуалистически и, обычно, несведущи в ее философии. В связи с историческими, географическими, культурными, языковыми, интеллектуальными и другими факторами мировые религии отчетливо различаются на уровне обрядово-культовой атрибутики. Но, изучая религиозно-философские концепции разных конфессий и учения великих пророков, нетрудно обнаружить, что они имеют много общего.

Следует заметить, что тайцзи — дисциплина не столько интеллектуальная, сколько практическая. Не достаточно только читать и понимать сущность тайцзицюань (хотя это и полезно само по себе). Как можно научиться плавать, не погружаясь в воду? Так же и боевое искусство требует постоянной и систематической практики.

Мы привыкли верить, что внешний мир вокруг нас более реален, чем наш внутренний мир. Новая модель науки утверждает обратное: то, что происходит внутри нас, затем воссоздается в окружающем нас мире. Самое удивительное, что для древних философских учений Индии и Китая данная концепция является аксиоматичной. Именно познанием своего внутреннего мира занимаются различные медитации. Пять тысяч лет назад были известны 112 техни­к медитации, изложенные в древнем индийском тракта­те Вигьяна Бхайрава Тантра. Многие из них используются буддистами, даосами, суфиями в настоящее время и оперируют с сознательной, подсознательной и бессознательной сферами. Более того, многие новейшие направления психологии (квантовая, когнитивная) прямо или косвенно используют положения и даже техники психологического тренинга восточных философско-религиозных школ. Так, главный постулат квантовой психологии, опирающейся на интерпретации квантовой механики (фундаментальный раздел физики), гласит: «Материальный мир и сознание сопряжены, и в обобщенной фундаментальной теории они не могут рассматриваться раздельно». Считается, что квантовый подход позволяет разрешить парадоксы, которые всегда возникают в науках, чья сфера интересов так или иначе затрагивает сознание. Например, противоречия между случайностью и закономерностью, планированием и спонтанностью, свободой выбора и детерминированностью. Интересно, что базовые противоречия обнаруживаются не только в психологии поведения, но и в физиологии нейронов мозга. При этом, фундаментальные исследования квантовой психологии позволяют разрабатывать практические приемы и методики. Данной наукой предлагаются техники современной психологической саморегуляции, приводящие человека к эффективному поведению и освобождению от дискомфортных эмоциональных состояний.

В данном случае не вызывает сомнения справедливость известного изречения: «Все новое – это хорошо забытое старое», т.е. зачастую новые методики оказываются упрощенными вариантами древних восточных медитативных техник. Так называемые «ролевые игры», популярные в современной психопедагогике, применялись в подражательных стилях ушу: орла, змеи, богомола, обезьяны, «пьяного человека» и т.к. Известный в США метод «Управления разумом», разработанный Х. Сильва, основан на релаксации и «обратном счете», что используется в восточной медитации испокон веков.

Но, как показывает опыт, упрощение восточных техник медитации или боевых искусств, на разработку которых были потрачены годы или десятилетия, чаще всего выхолащивает их эзотерическую сущность. То есть, ту самую составляющую, не доступную пока для восприятия на логическом уровне мышления, но, именно которая способствует интенсивному развитию человека. Политика упрощения проводилась и в современном Китае по отношению к национальным боевым искусствам. Коснулась она и тайцзицюань. Так, канонический комплекс 85 форм стиля ян был сокращен до 24 форм для преподавания в учебных заведениях КНР. С этого комплекса я начал освоение тайцзи. Однако, в дальнейшем профессор Лян Шаоцань обучил меня традиционному комплексу 85 форм, высказав мнение, что выполнение сокращенных комплексов не дает желаемых результатов. Аналогичную точку зрения высказал и преподобный Де Цянь – настоятель Шаолиньского монастыря, который посещал СПбГАФК для ознакомления с преподаванием ушу на кафедре СБЕ. Весьма полезными были его консультации по технике медитации, как в статике, так и при выполнении комплекса.

Интересно, что суперпозиция квантума заключается в том, что частица может находиться в двух или нескольких местах одновременно. Это очень интересная концепция относительно построения квантового мира. Как объект может находиться в нескольких местах одновременно? Может быть, мы будем вынуждены признать, что весь мир вещей, окружающих нас – это возможное движение нашего сознания. Тогда легенда о мифическом патриархе тайцзицюань Чан Сан Фене, одной из способностей которого было находиться в двух местах одновременно, не совсем уж из области сказок?

Некоторые психологи – лидеры нейролингвистического программирования признают, что современные методы экзотерического (материального) характера способствуют экстенсивному развитию психики человека, т.е. развитию, как бы, «по горизонтали». В то время как интенсивный план развития («по вертикали») основывается на эзотерических (тайных, метафизических) методах, берущих свое начало из древних культур Восточной и Юго-Восточной Азии. Данная концепция иллюстрируется документально подтвержденными опытами, проводимыми с буддийскими монахами. В состоянии медитации один из них изменял структуру воды, другой – подключался к интернету без компьютера.

В связи с вышесказанным, возвращаясь к графическому изображению даосского абсолюта «Тайцзи» - «Великий предел» (рис.1), видно, что окружность состоит из двух частей «инь» и «ян», разделенных изогнутой линией. Причем, длина окружности равна длине линии, ограничивающей ту или иную половину. Как бы ни изменялось соотношение площадей, равенство периметров остается неизменным. Видно, что в инь присутствует незначительная доля ян и – наоборот. На рисунке изображено равное, идеальное соотношение, т.е.баланс инь и ян, которое называется «Великий предел». Очевидно, что достижение такого равновесия, к которому стремится любая биологическая система и весь мир, практически невозможно.

Это совпадает с мнением известного ученого, профессора В.Г. Стрельца: «Миром управляет идеальная ассиметрия, т.е. постоянный поиск равновесия, а поиск – это постоянные колебания – волны… Получается, что Вселенная состоит из некой субстанции, которую нельзя назвать материальной. Эта духовная субстанция имеет волновую природу. Именно она строит весь материальный мир». О математическом доказательстве того, что за пределами физического мира существует еще более сложно организованный, волновой мир говорит, академик Фотий Шипунов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что равновесие – основа жизнедеятельности человека. Оправдывая направленность к достижению равновесия, заложенную в самом названии, использование тайцзицюань в нашем научном эксперименте убедительно подтверждало данную концепцию. Выполнение комплекса способствовало оптимизации соотношения работы правого и левого полушарий головного мозга, возбуждения и торможения нервных процессов, скорости расслабления и напряжения мышц, кислотных и щелочных составляющих крови. Нормализовалось стато-кинетическое равновесие, т.е. устойчивость позы спортсмена, что является объективным показателем функционального состояния его здоровья, работоспособности и психики. Данный навык необходимо тренировать всю жизнь. Он обеспечивается большим комплексом сенсорных систем, который можно назвать шестым чувством, вибрационным или внесенсорным осознанием (В.Г. Стрелец, 2005).

Тайцзицюань согласно китайской классификации ушу относится к так называемым «внутренним» стилям. Это означает, что в основе ТЦЦ лежит техника управления энергией «ци» (ки, прана, пневма) – «цигун». Ци — та самая энергия, которая позволяет ходить и говорить, работать и играть, философствовать и наблюдать, то есть заниматься всем тем, что необходимо для полноценной жизни. Энергия, которая превращает только что съеденный обед в плоть и кости, — тоже ци. Она приводит в движение необходимые мышцы; побеждает враждебные микроорганизмы, атакующие ваше тело; передает импульсы от мозга к различным органам и тканям и выполняет бесчисленные другие процессы внутри тела человека. Мы этого не осознаем, но именно она поддерживает жизнь на этой планете. Данные воззрения на сущность «ци» подтверждаются современными исследованиями китайских ученых.

Формула Эйнштейна E=mc2 доказывает, что все в мироздании является энергией. Твердые тела , мысли, люди – все это энергия разной степени тонкости. «Вполне возможно, что за пределами восприятия наших чувств скрываются миры, о которых мы и не подозреваем» А. Эйнштейн.

www.gagonin.ru